Трагедия в Махачкале: почему в регионе не могут решить проблему небезопасной инфраструктуры?
В Махачкале 35 человек погибли и более 80 пострадали в результате взрыва на АЗС. Возбуждено уголовное дело, в числе причин рассматривается версия об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. На территории района, где произошел взрыв, введен режим ЧС. Глава Дагестана Сергей Меликов пообещал сделать все, чтобы справедливость восторжествовала, и объявил о выплатах семьям погибших и пострадавших. Эксперты РК рассказывают, что в республике проблема с некачественной инфраструктурой, небезопасным расположением АЗС, в том числе возле жилых домов, и нарушениями их содержания системная. Но власти решать эти вопросы, по словам политологов, по неизвестным причинам не спешат. Подробности – в сюжете РК.
Несоблюдение требований
В результате взрыва на автозаправочной станции в Махачкале погибли 35 человек, более 80 пострадали. ЧП случилось вечером 14 августа. Площадь пожара достигала 600 кв. м. Повреждены также 40 частных домов и гостиница, уничтожены автосервис и сама АЗС.
По данным МЧС, сначала загорелось здание автосервиса, затем огонь перекинулся на заправку, а потом на АЗС взорвалась газовоздушная смесь.
Глава Дагестана Сергей Меликов, прибывший на место ЧП, объяснил взрыв детонацией емкостей напротив АЗС. По его словам, «причины и характер взрыва устанавливаются».
После взрыва возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц), сообщается на сайте СУ СК по республике. Глава заверил, что «будет сделано все возможное, чтобы справедливость восторжествовала, обеспечена безопасность дагестанцев».
Председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов признался, что взрыв в очередной раз показал властям республики недостаточность мер безопасности при организации деятельности на подобных объектах, причем независимо от причины трагедии.
Медучреждения республики переведены на усиленный режим по приему раненых. Кроме того, в Махачкалу прибыл самолет Ил-76 МЧС РФ для санитарной эвакуации пострадавших при взрыве и направлена бригада врачей Федерального центра медицины катастроф и медиков Москвы, передает ТАСС. Сегодня запущена горячая линия, по номеру которой можно узнать о пострадавших и принятых мерах.
На территории Кумторкалинского района, где произошел взрыв, введен режим ЧС, ограничена подача газа.
15 августа в Дагестане объявлено днем траура.
Меликов заявил, что семьи погибших при взрыве получат по 1 млн рублей, семьи тяжелораненых – по 400 тыс. рублей, семьи тех, кто получил легкие травмы, – по 200 тыс. рублей. Средства будут выделены из резервного фонда региона.
Президент РФ Владимир Путин выразил соболезнование родным и близким погибших и пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим.
Проблема не решается
Политический обозреватель и редактор Андрей Гусий отмечает, что трагедия снова поднимает вопрос качества инфраструктуры в республике и предоставляемых услуг.
«Претензий к АЗС на Кавказе всегда было много, не исключение и Дагестан, где власти уже поднимали вопросы законности функционирования заправок. Вот и в этот раз появилась информация, что владельцем взорвавшейся АЗС оказался судимый 39-летний бизнесмен. По некоторым данным, в 2016 году он привлекался за незаконную предпринимательскую деятельность. Ключевой вопрос такого бизнеса на Кавказе – коррупция, многолетний теневой бизнес. Решить эту проблему, как и многие инфраструктурные вопросы в Дагестане, в ближайшем будущем не представляется возможным», – считает Гусий.
Эксперт полагает, что центр должен пойти на риск и попробовать сменить Меликова на «варяга». И уже новому губернатору надо выделять средства на решение многочисленных проблем.
Замглавного редактора газеты «Черновик» Магомед Магомедов рассказывает, что, по одной из версий, взрыв произошел не из-за неправильной эксплуатации АЗС, а из-за небезопасного хранения селитры в здании станции техобслуживания автомобилей, которая находилась через дорогу от заправки. Тем не менее проблема с АЗС, расположенными возле жилых домов, действительно существует.
«Достаточно проехать по двум основным дорогам Махачкалы: можно увидеть, как заправки стоят на расстоянии 5–6 м от многоэтажных жилых зданий. Это нарушение всех норм безопасности. Причем никогда не было понятно, каким образом они вообще получают разрешение на эксплуатацию», – замечает Магомедов.
Эксперт обращает внимание на то, что разговоры о том, как избежать таких ЧП, ведутся после каждой трагедии. При этом системных мер власти не принимают и, по мнению Магомедова, вряд ли что-то изменится в ближайшее время.