В девяти регионах из 21, где 8 сентября пройдут выборы губернатора, одновременно с голосованием состоятся конкурсы, викторины и концерты в целях повышения явки. Акции объявлены в Калининградской, Челябинской, Вологодской, Оренбургской, Кемеровской, Самарской, Тульской областях, Башкирии и на Ставрополье, а также в Москве, где пройдут выборы в Мосгордуму, отмечают «Ведомости». Действительно ли такие акции способствуют повышению явки и какие из них наиболее эффективны – расскажем в сюжете РК.
Розыгрыш призов
Уже на этой неделе, с 6 по 8 сентября, состоятся выборы губернаторов в 21 регионе. Лишь в девяти из них, по подсчетам «Ведомостей», объявили о проведении различных акций для повышения явки: конкурсов, викторин, концертов и так далее. В число таких субъектов вошли Калининградская, Челябинская, Вологодская, Оренбургская, Кемеровская, Самарская, Тульская области, Башкирия, Ставрополье. Кроме того, розыгрыш призов для голосующих в дистанционном формате традиционно пройдет в Москве, где в этом году жителям предстоит выбрать депутатов Московской городской думы.
Так, например, в Башкирии жители республики, сделавшие свой выбор в один из дней голосования, смогут получить браслеты, дающие право на скидки на товары и услуги партнеров акции. Дополнительно всем пришедшим на избирательные участки со своей семьей выдадут билеты с QR-кодом, позволяющие выиграть ценные призы, в том числе квартиры, автомобили, квадроциклы.
В Оренбургской области состоится викторина «Родное Оренбуржье». Будет разыграно несколько тысяч призов, в том числе 10 главных – по 1 млн рублей. Интерес вызывает то, что специальные QR-коды для участия будут раздавать только 6 сентября, в первый день голосования.
В Калининградской области пройдет акция «Всей семьей на выборы». У жителей региона, которые придут всей семьей на избирательные участки с 6 по 8 сентября, будет возможность выиграть более 300 подарков. Главный приз – поездка в Санкт-Петербург для всей семьи по системе «все включено», в том числе культурная программа. Еще две семьи отправят на побережье Калининградской области.
Аналогичная семейная акция запланирована и в Тульской области. Официально она приурочена ко Дню города-героя Тулы и Дню Тульской области. Среди победителей распределят 3,5 тыс. ценных подарков: телевизоры, ноутбуки, смартфоны и сертификаты на покупку бытовой техники.
В столице у жителей, которые проголосуют дистанционно, будет возможность выиграть от 1 тыс. до 5 тыс. баллов, 1 балл – 1 рубль. Баллы меняются на скидки от партнеров и другие подарки. Кроме того, при дополнительной регистрации разыгрывается одноразовая скидка в размере 15 тыс. баллов на приобретение промокода в категории «Путешествия и культура», «Техника для дома» и «Спорт».
Причины снижения числа конкурсов
Руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов отмечает, что в плане организации акций, направленных на увеличение явки, хорошо работает Москва. В первую очередь по причине того, что в столице люди понимают, за кого они пришли голосовать. В регионах же выбор избирателя, пришедшего на выборы ради конкурса, не всегда предсказуем.
«Ряд регионов отказываются от проведения акций, направленных на повышение явки, по двум причинам. Спонтанный выбор может оказаться не совсем тем, который они ожидают. Второй момент: акция – это дорогостоящий инструмент, который приносит только расходы. Не каждому региону такая операция по карману», – поясняет эксперт.
Снижение числа регионов, использующих акции, он связывает с несколькими факторами: вторыми выборами за год, что может вызвать отторжение у избирателей, отсутствие необходимости бить рекорды по явке, так как установлены они были весной, и отказ от масштабных акций из-за проведения СВО.
По мнению политтехнолога Алены Август, больше пользы приносят такие мероприятия, как праздники, проводимые в день выборов, викторины, спортивные и культурные активности, а не лотереи. И в связи с этим очевидно, почему ряд регионов отказались от таких акций в этот раз.
«Сейчас непростая ситуация в стране, мы живем в период СВО. У регионов есть желание пустить финансовые средства на помощь участникам спецоперации и их семьям либо, как происходит в приграничных регионах, семьям вынужденных переселенцев. Конечно, выбирая между тем, чтобы помочь, и тем, чтобы повеселиться, власть естественным образом предпочтет первое. Это важно не только с человеческой и управленческой точки зрения, но и с электоральной. Именно в такие моменты, когда вокруг сложно, люди понимают, как работает власть», – объясняет Август.