Саратов не дождется электрокаров? Как Бусаргин объяснил приостановку крупного инвестпроекта
В Энгельсе Саратовской области приостановлена реализация проекта по выпуску электромобилей. В январе губернатор Роман Бусаргин заявлял, что производство запустят во втором квартале 2023-го, за год на заводе должны были собрать 2 тыс. машин. Но 18 апреля он сообщил, что «у инвестора возникли сложности с логистикой и финансированием», при этом подчеркнув, что власти региона со своей стороны сделали все, что могли. Эксперты РК разошлись в оценке случившегося. Одни убеждены, что ситуация со срывом реализации инвестпроекта могла произойти и в любом другом регионе из-за санкций, другие полагают, что проект изначально был лишь пиаром и развить сферу электромобилей в Саратовской области пока не представляется возможным. Подробности – в сюжете.
Форс-мажорные обстоятельства
Проект по запуску электромобилей в Саратовской области оказался в подвешенном состоянии. У инвестора возникли сложности с логистикой и финансированием, сообщил глава региона Роман Бусаргин в своем Telegram-канале.
Напомним, в январе 2023 года Бусаргин заявил, что запуск производства планируется во втором квартале этого года, а в третьем на заводе уже должны собрать первую машину. Всего до 2024 года должны были собрать до 2 тыс. электромобилей. Более того, губернатор рассказывал, что для региона это ключевой проект и инвестор хочет локализовать производство, то есть комплектующие для авто должны были в дальнейшем производиться тоже на территории области.
Сейчас же Бусаргин объяснил возникшие сложности следующим образом: «Когда речь идет об открытии крупных производств и о больших объемах финансирования, в условиях рынка возможны любые форс-мажоры. На это влияет много факторов, начиная от надежности поставщиков, заканчивая высокой конкуренцией в той или иной сфере бизнеса».
Он подчеркнул, что со своей стороны власти сделали все возможное для поддержки инвестора.
«Мы по-прежнему находимся с инвестором на связи и готовы выполнить свои обязательства по этому проекту, если ему все-таки удастся преодолеть свои сложности», – написал Бусаргин.
Инвестировать в новое производство планировала компания «Альфа Тех». Фирма предполагала в сотрудничестве с китайским лидером автопрома FAW выпускать машины под маркой Alfarus.
В то же время авторы Telegram-канала «Вглушь» обращают внимание, что в правительстве Саратовской области с сентября 2022 года нет зампреда, отвечающего за экономическое развитие региона. Фактически за это направление отвечал сам Бусаргин, позиции в соответствующих рейтингах подтверждают, что на этот пост нужен отдельный чиновник. По информации блогеров, место в ближайшее время может занять первый замглавы администрации Энгельсского района Евгений Шпольский, бывший коллега губернатора во времена его работы в той же администрации.
Последствия для Бусаргина
Продюсер ИА «Свободные новости» Александр Глущенко отмечает, что возможность создания производства электромобилей в регионе изначально вызывала сомнения.
«Где у нас вообще наличие и возможность производства аккумуляторной батареи такой мощности, чтобы она могла двигать автомобиль со скоростью 100 км/ч на расстояние хотя бы 100 км? И тут речь даже не об иностранных комплектующих. Кроме того, всего лишь около 2 млн жителей Саратовской области пользуются автомобилями, по большей части дизелем, если они и перейдут на электро, то лет через 20», – комментирует Глущенко.
Главный редактор интернет-газеты «Глас народа» Дмитрий Олейник считает сложившуюся ситуацию стандартной. По его словам, несмотря на то что договоренности были достигнуты с восточными фирмами, в условиях санкций срываются и такие поставки.
«Я не вижу в этой ситуации какой-то репутационной проблемы для главы региона Романа Бусаргина. Здесь начинается зона ответственности инвестора. Это рабочий момент, вызванный сложившейся в стране экономической ситуацией. Я не стал бы искать здесь последствий чьей-то плохой работы», – добавляет Олейник.