Госдума рассмотрит законопроект о реформе МСУ в 2025 году. Сроки рассмотрения перенесли, поскольку документ вызвал споры и в регионах, и на федеральном уровне. Свои возражения подготовили члены оппозиционных фракций, есть недовольные и в рядах «Единой России». Что предполагает законопроект, почему реформа местного управления все же откладывается и к какому решению могут прийти, расскажем в сюжете.
Споры в регионах и в Госдуме
Реформой МСУ депутаты займутся в 2025 году. Документ должны были рассмотреть еще 12 декабря, однако сроки перенесли. Это связано с дискуссией, которая возникла вокруг реформы.
Напомним, законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предполагает упразднение муниципалитетов первого уровня (городских и сельских поселений) и переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами.
Пока одни регионы голосовали за принятие такого законопроекта, Госсовет Татарстана выступил резко против. Глава республики Рустам Минниханов даже предложил дать регионам право выбирать, нужно ли упразднять администрации и советы сельских поселений, поскольку в Татарстане, например, двухуровневая система работает эффективно.
Аналогичную позицию озвучил и глава Башкирии Радий Хабиров. По его мнению, именно регионы должны принимать решение, сохранять у себя двухуровневую систему или отказываться от нее.
Споры разгорелись и в Госдуме. «Ведомости» сообщили о дискуссии между спикером нижней палаты российского парламента Вячеславом Володиным и главой комитета по госстроительству Павлом Крашенинниковым (оба – «Единая Россия»), который был соавтором проекта закона о местном самоуправлении. Володин призвал «беречь село и местную элиту» и заявил о необходимости советоваться с фракциями, бывшими губернаторами и мэрами. Пройти по фракциям Володин предложил Крашенинникову. Депутат, который уже анонсировал принятие закона до конца года, заявил, что спорить с Володиным – все равно что «разговаривать с телевизором».
С критикой выступил депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев. Он заявил, что «реформа губительна для российской глубинки».
«С учетом масштабов ликвидации (17 тыс. администраций поселений, 30 тыс. муниципальных должностей и более 100 тыс. мандатов поселковых депутатов), по сути, речь идет о ликвидации местного самоуправления в России с встраиванием его остатков на уровне райцентров и городов в полное подчинение губернаторам», – написал Матвеев в своем Telegram-канале.
По словам парламентария, шел «шквал недовольства с мест – из Якутии, Сибири, Поволжья, с Кавказа».
В итоге спикер Госдумы Володин объявил, что рассмотрение законопроекта о реформе МСУ переносится на следующий год, поскольку документ требует дополнительного изучения и проработки с учетом поступивших замечаний и предложений.
Единообразие или выбор регионов?
Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский считает, что регионы все же придут к единообразию, но компромиссным вариантом может стать увеличение сроков переходного периода.
«Вместо того чтобы одним ударом отрубить хвост, будут рубить по частям – медленно, планомерно. Безусловно, для тех регионов, где поселенческий уровень очень сильно встроен в вертикаль политической власти – в первую очередь даже не административной, будет серьезнее напряжение и больше количество сложностей, поскольку огромное количество людей необходимо будет куда-то девать – переучивать, трудоустраивать. В регионах, где эта встроенность минимальная и поселенческий уровень, по сути, является обузой для регионального бюджета, будет легко от него избавиться», – говорит эксперт.
Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков считает, что регионы должны сами определять ту модель местного самоуправления, которая им необходима.
«Россия – очень разнообразная страна по своему устройству и ландшафту. У нас есть регионы ЦФО, регионы Поволжья, где существует довольно плотная сеть местного самоуправления, а есть регионы Сибири, Дальнего Востока, где ситуация диаметрально противоположная. В попытках что-то упростить, как в случае с одноуровневой системой управления, не всегда получается учесть сложившуюся структуру работы на местах… Надеюсь, активные регионы, которые готовы отстаивать свои позиции перед Госдумой, правительством, смогут переломить ситуацию и в 2025 году закон будет принят с поправками, чтобы регионы сами могли определять тот вид МСУ, которым им выгоден», – заключает эксперт.