Потеснить монополию: Цивилев предлагает отстранить РЖД от строительства Восточного полигона


Глава Кузбасса Сергей Цивилев предложил забрать у ОАО «РЖД» полномочия по строительству Восточного полигона и передать их Минстрою РФ. Губернатор подчеркнул, что показатели по развитию Восточного полигона системно не выполняются. В связи с этим Кузбасс не может увеличить объемы вывоза угля, что негативно сказывается на экономке Кемеровской области. По мнению собеседников РК, у инициативы Цивилева есть объективные основания. Подробности – в сюжете.

Срыв сроков и потери экономики

На полях ВЭФ губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев выступил с предложением, которое, по его мнению, ускорит строительство Восточного полигона Российских железных дорог. Проектом занимается ООО «РЖД-Строй» – дочернее предприятие ОАО «РЖД». Глава Кузбасса считает возможным передать полномочия по стройке Минтрансу РФ. ОАО «РЖД», по словам Цивилева, следует оставить только функцию эксплуатации и капитального ремонта.

Цивилев заметил, что сроки строительства Восточного полигона постоянно срываются. Это, по его словам, бьет по экономике Кузбасса гораздо сильнее, чем введенное западными странами эмбарго на российский уголь.

«В августе 2018 года состоялось заседание комиссии по топливно-энергетическому комплексу, на котором было принято решение о втором этапе развития Восточного полигона. Были зафиксированы показатели – и опять они не исполняются. Четыре года подряд объемы вывоза угля в Кузбассе стоят… на одном уровне. Ни одной тонны не приросло», – посетовал Цивилев.

Он также напомнил, что президент России Владимир Путин утвердил специальный план для Кузбасса, по которому объемы вывоза угля на Восток должны были увеличиваться каждый год на 5 млн т, однако из-за срыва сроков строительства Восточного полигона эти планы не удается реализовать.

«Мы должны были с 53 млн выйти на 68 млн. То есть в этом году у нас должно было быть 58 млн т», – заявил глава Кузбасса.

Как сообщает «Коммерсантъ», в ОАО «РЖД» идею главы Кузбасса о передаче полномочий по стройке Восточного полигона в Минтранс не поддержали.

«Разделить эксплуатацию и строительство на железной дороге, когда мы строим «под колесами», когда через 15 минут после того, как мы закончили выправлять стрелку, по ней уже едет поезд, – крайне проблематичная история», – сказал замгендиректора ОАО «РЖД» Андрей Макаров, курирующий строительство.

Между тем Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ВЭФ, подчеркнул, что объемы перевозок на Восточном полигоне «растут и будут расти».

«Планы соответствующих мероприятий, связанных с расширением возможностей Восточного полигона (это БАМ и Транссиб), будут реализовываться. Они уже реализуются и будут реализовываться. И не только за счет улучшения диспетчеризации, но и за счет расширения пропускных способностей. В ближайшие годы наша цель – увеличить пропускную способность примерно на 40 млн т. Я уверен, что это будет реализовано», – цитирует ТАСС главу государства.

Инициатива главы Кузбасса: каковы перспективы?

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что у инициативы главы Кузбасса есть объективные основания.

«Вопрос, который всегда был принципиальным, теперь стал более острым. Построить еще один Транссиб РЖД не в силах. Поэтому Цивилев и предлагает перенести это на тот уровень власти, который способен не просто приделать еще одну железнодорожную ветку или еще один путь, а существенно модернизировать и построить параллельный Транссиб», – рассуждает собеседник РК.

По словам Журавлева, у властей Кузбасса всегда были непростые отношения с РЖД. Сейчас, когда железные дороги в восточном направлении особенно загружены, напряжение только возросло.

Политолог Андрей Полухин считает, что реализация предложения главы Кузбасса могла бы ускорить и удешевить стройку Восточного полигона.

«По моему мнению, у РЖД слишком высокие расценки на строительство. Солдаты военного ведомства строят намного дешевле. Многие проекты пробуксовывают, железные дороги не развиваются так, как надо», – сказал Полухин.

По словам собеседника РК, из-за проблем с перевозками добытый в Кузбассе уголь лежит на складах, а предприятия вынуждены сокращать объемы добычи.

«Все идет через Транссиб, а магистраль не справляется – нет мощностей. Больше нужно станций, путей, надо строить дублеры. Кузбасс готов больше добывать угля, цены высокие, но продавать не можем, потому что не вывозим», – констатировал Полухин.

Эксперт полагает, что федеральные власти могут поддержать предложение главы Кузбасса.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: