Совокупные доходы региональных бюджетов в 2021 году выросли на 18% к предыдущему году – до 17,55 трлн рублей. При этом снизились поступления в казну на Чукотке и в Крыму. Эксперты связывают это с уменьшением объемов федеральных трансфертов. В целом же подспорьем для роста бюджетов стали высокие цены на нефть и газ, рост налога на прибыль, НДФЛ и поддержка федерального центра. Значит ли 5 это, что российская экономика восстановилась после пандемии, – в сюжете РК.
Бюджеты выросли, но не везде
Доходы консолидированных региональных бюджетов (регионы вместе с муниципалитетами) за 2021 год выросли на 2,6 трлн рублей и составили 17,55 трлн. Это на 18% больше, чем годом ранее. При этом в отношении к ВВП доходы, наоборот, сократились за семь лет, следует из данных Федерального казначейства.
«Это произошло на фоне обесценения рублевой массы – инфляция в России в 2021 году оказалась максимальной за шесть лет. Но в целом доходы региональных бюджетов к ВВП в 2021 году все равно были намного выше среднего уровня последних 10 лет (12%) благодаря значительному объему федеральных трансфертов в субъекты с начала пандемии», – сообщает РБК.
Собственные доходы регионов в 2021 году составили 13,6 трлн рублей, что выше допандемийного уровня на 24%.
Объем федеральных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций) в прошлом году превысил 3,6 трлн рублей, но это на 100 млрд меньше, чем в 2020-м. Дотаций регионы получили на 22% меньше – 1 трлн рублей. Четверть этой суммы традиционно распределили между пятью регионами: Дагестаном, Якутией, Чечней, Камчаткой и Крымом.
Несмотря на федеральную поддержку, бюджет Крыма в 2021 году не вышел в плюс. Поступления в крымскую казну снизились впервые за время нахождения республики в составе России на 6,9 млрд рублей, или на 3%, до 218 млрд. Эксперты связывают это с завершением строительства трассы «Таврида», на которую в 2020 году выделяли значительные средства из федеральной казны, а в 2021-м перестали.
Еще один регион, который недополучил доходов, – Чукотка. Там снижение бюджета произошло на 0,9%, или на 0,46 млрд рублей, по сравнению с предыдущим годом.
А вот наибольший прирост бюджета продемонстрировали Липецкая (+49%), Тюменская (+43%) и Вологодская (+39%) области.
Причины увеличения доходов региональных бюджетов
Рост по отдельным доходным статьям в регионах был опережающим. В некоторых регионах, специализирующихся на металлургической промышленности, налог на прибыль вырос в полтора раза и более, что нетипично и даже уникально. Продолжался рост и по налогу на доходы физических лиц. А именно эти налоги являются основными источниками собственных доходов региональных бюджетов. Эти позитивные факторы имеют значимое влияние на рост доходов региональных бюджетов, рассказывает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
«Еще один фактор, который сильно повлиял на состояние региональных бюджетов, – это то, что в 2021 году поддержка со стороны федерального центра не снизилась так активно, как ожидалось. Если говорить про нецелевые трансферты (дотации), то они действительно вернулись к уровню 2019 года или даже чуть выше, но были не такими большими, как в кризисном 2020-м. А что касается целевых трансфертов, направленных на решение тех или иных задач (субсидии и субвенции), то их объем остался достаточно большим».
Пандемическая история понемногу отпускает, ситуация в экономике становится более спокойной, возвращается потребительская активность, но возвращается спокойными темпами, без какого-то резкого роста. Кроме того, цены на нефть остаются довольно высокими, комментирует финансовый директор ООО «Глобал Эксперт» Алексей Шестемиров.
«Это довольно серьезный момент, говорящий о хороших нефтегазовых доходах нашего бюджета, который позволяет наполнять и фонд национального благосостояния, и проводить серьезные проектные субсидии, поддерживая регионы. В совокупности номинального роста, определенного неплохого нефтегазового подспорья и нормального постепенного выхода из кризисной ситуации получается такой прирост. Но я бы не стал обольщаться этими цифрами. На мой взгляд, это только начало большого пути выхода из кризиса и совершенно неизвестно, что будет в случае определенных назревающих сегодня вопросов, связанных с постоянным политическим давлением Запада вокруг Украины».
При этом, по словам эксперта, рост ключевой ставки ЦБ до 9,5% не может говорить о каком-то позитиве.
«Мы понимаем, что поднятая ставка говорит о перегретой инфляции, о необходимости снижения денежной массы и проведения политики дорогих денег. Это отнюдь не позитивный звоночек. Ближайшие несколько месяцев я бы наблюдал картину и выводы по данным показателям 2021 года делал бы уже ближе к осени. Если показатели подтвердятся в динамике, то можно будет говорить о хорошей динамике выхода из кризиса. А если нет, то можно говорить о некотором ситуативном всплеске, и, возможно, каких-то дотациях, которые благодаря нефтегазовому фактору позволили чуть больше дать денег в ситуативном характере».