Кураторы спешат на помощь: зачем Москва поделила округа между вице-премьерами
Вице-премьеры, став кураторами федеральных округов, подготовили перечень проблем каждого из них. Интенсивно работать над развитием субъектов федеральные политики будут в ближайшие три года. В каждом регионе выделены ключевые вопросы. Например, на Северном Кавказе и в Карелии процветает теневой рынок занятости, Дальний Восток нуждается в новом жилье, а Калмыкия борется с опустыниванием сельскохозяйственных земель. На что еще обратили внимание вице-премьеры и как их отчет оценивают эксперты, расскажем в сюжете.
Теневая экономика, нехватка земли и воды
Напомним, в июле премьер-министр Михаил Мишустин определил, кто из его замов будет курировать федеральные округа. Председатель правительства подчеркнул, что кураторы будут нести ответственность за социальное развитие территорий, за эффективное использование бюджетных средств, экономический рост, повышение инвестиционной привлекательности, поддержку малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, пишет РИА Новости.
Виктории Абрамченко достался Сибирский федеральный округ, Татьяне Голиковой — Северо-Западный, Дмитрию Григоренко — Центральный, Юрию Борисову — Уральский, Марату Хуснуллину — Южный, Дмитрию Чернышенко — Приволжский, Александру Новаку — Северо-Кавказский, а Юрий Трутнев сохранил за собой Дальневосточный округ.
Три месяца кураторы изучали округа и составили перечень приоритетных вопросов, в решении которых до 2024 года могут помочь национальные проекты.
Подлинность рабочего документа, который представляет сводку основных проблем регионов и предложения по их решению, по информации РБК, подтвердил федеральный чиновник, а собеседник из аппарата правительства рассказал, что сведением воедино региональных проблем занимается Минэкономразвития.
Как сообщает издание, у каждого из заместителей Михаила Мишустина свой подход к тому, что является «ключевым вопросом». Например, Юрий Трутнев зафиксировал по одной проблеме у каждого региона ДФО, связанной со строительством жилья. Александр Новак выделил проблемы теневой экономики в республиках Северного Кавказа. Татьяна Голикова сконцентрировалась на развитии транспортной и коммунальной инфраструктуры в Северо-Западном округе.
В Сибирском и Центральном ФО отметили проблемы с пограничными пунктами. Например, на границе Республики Алтай с Казахстаном нет пункта пропуска, ближайший переезд через границу — уже в Алтайском крае. А через границу Смоленской области с Белоруссией могут проезжать только граждане Союзного государства, а иностранцам рекомендуют пересекать границу с Россией самолетом или со стороны Латвии, что снижает туристическую привлекательность региона.
В Хакасии негде строить жилье, предлагают отдать под застройку «искусственные земельные участки», которые защищают Абакан от наводнений. Калмыкия, напротив, страдает от нехватки водных ресурсов. Из-за опустынивания сельхозземель поголовье крупного рогатого скота сократилось на четверть, а мелкого — почти на 20% по сравнению с прошлым годом.
Одним из приоритетных направлений для Москвы, которые выделил Дмитрий Григоренко, стало разрешение конфликта федеральных информационных систем с региональными. Как пишет Forbеs, у столицы развиты собственные цифровые системы для различных сфер и необходимо избежать дублирования их функций с централизованными федеральными системами.
Федеральные органы исполнительной власти должны внести все «ключевые проблемы» в перечень приоритетов своей работы на 2022-2024 годы рассчитать и обосновать необходимое финансирование, определить тайминг решения задач, зафиксировать поквартальные результаты, а также назначить топ-чиновника (в должности не ниже директора департамента), который будет отвечать перед курирующим вице-премьером за конечный результат, заключает Telegram-канал «Майский указ».
Перечень вызывает вопросы
Появление в этом году института кураторства вице-премьеров над федеральными округами — это с точки зрения достижения национальных целей развития явление позитивное. Однако появившийся перечень проблем вызывает вопросы, считает политолог, эксперт по региональному развитию Дмитрий Хотько.
«Бросается в глаза совершенно разноплановый характер вопросов и проблем от региона к региону. По ряду субъектов действительно поставлены комплексные вопросы стратегического характера: решение системных проблем базовых для региональной экономики отраслевых комплексов, развитие транспортных узлов, преодоление специфичных для разных регионов негативных тенденций. Таких регионов, к сожалению, не большинство. Но во многих регионах указывается или на решение организационных вопросов, уровень которых явно ниже вице-премьера, или на необходимость корректировки отдельных подзаконных актов или даже проектной документации».
По мнению эксперта, новых системных механизмов развития федеральных округов и макрорегионов так и не появилось, за исключением уже давно запущенных и развивающихся механизмов развития Дальнего Востока и Арктики.
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев обратил внимание на решение проблем с теневой экономикой в республиках Северного Кавказа.
«Теневой сектор на Кавказе всегда был достаточно большим, в том числе и за счет того, что власть в Москве долгое время смотрела сквозь пальцы. Он и по-прежнему остается достаточно большим. Цифры официальной безработицы там просто ужасные. Другое дело, что часть людей на самом деле занята и реальная безработица меньше. Поэтому люди там как-то живут. Конечно, в рамках нацпроектов могут быть созданы рабочие места, чтобы люди смогли пойти туда работать. Но для того чтобы «обелить» экономику, прежде всего нужна политическая воля».