Новые ограничения железнодорожного транзита в Калининград: как решается транспортная проблема региона


Железнодорожный транзит грузов в Калининградскую область снизится. Литва сократила квоты и подняла тариф на перевозку грузов по своим железнодорожным путям. Этой ситуацией обеспокоены власти региона. Эксперты РК считают, что без помощи федерального центра Калининградская область не останется: логистика уже серьезно перестраивается в пользу морских, а не сухопутных перевозок.

Квоты меньше, тарифы больше

Литва снизила квоты на железнодорожный транзит грузов в Калининградскую область из других регионов России через свою территорию на 20%, при этом увеличила тариф на транспортировку на 60%. Об этом сообщил губернатор региона Антон Алиханов.

«То есть грузы они нам сокращают, что совершенно незаконно в принципе, но денег терять не хотят, повышая транзитные ставки по своим ж/д путям», – написал Алиханов в своем Telegram-канале.

Через Литву идет основной сухопутный транзит грузов в Калининградскую область. Из-за введенных санкций по железной дороге можно перевозить грузы только по квотам. Автомобильным транспортом такие перевозки и вовсе запрещены, напоминает ТАСС.

При этом Литва уже не первый раз сокращает квоту. В феврале 2023 года через территорию соседней страны можно было провезти 2,89 млн тонн грузов, что на 7% меньше показателей 2022-го, информируют «Ведомости».

Летом 2022 года региону уже грозила блокада из-за сокращения железнодорожного сообщения. Тогда было принято решение перенаправлять грузы морским путем. При этом эксперты признавали, что перестраивать логистические цепочки трудно и дорого.

Федеральный центр выделяет региону субсидии на осуществление морских перевозок грузов с основной территории РФ. По итогам 2023 года Калининградская область получила более 2 млрд рублей для того, чтобы стоимость перевозки морем была равна тарифу РЖД.

В конце января этого года Калининградскую область посетил президент РФ Владимир Путин. Он подчеркнул необходимость дополнительной поддержки экономики региона в условиях санкций. Во время беседы с губернатором Алихановым обсуждались меры поддержки бизнеса, вопросы транспортной доступности, туристический потенциал и многое другое.

Новая логистика

Самый западный российский регион и в этот раз не останется без поддержки федерального центра, считают эксперты.

В ближайшее время можно ожидать интенсификации потока морских грузовых перевозок в Калининградскую область, говорит руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников:

«Сейчас, естественно, остаются только морской путь и воздушное сообщение. Большие грузы пойдут морем. Для них придется интенсифицировать этот поток. Очевидно, что на федеральном уровне будут приняты решения о дополнительном стимулировании в отношении региона, все ведомства включатся по полной программе. Хотя, конечно, в зимний период будет сложновато».

Эксперт предполагает, что через две-три недели выстроится новая схема с дополнительным грузовым транзитом.

Проблему транспортировки может решить запуск новых паромов, считает руководитель Агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов.

«Стараемся сохранить необходимый минимум железнодорожных перевозок, а параллельно запускаем морские железнодорожные и автомобильные паромы. На линию выходят все новые суда. Тоннаж их увеличивается. В принципе, через год-два мы сможем вообще отказаться от транзита через Литву», – полагает эксперт.

По словам Андрея Максимова, после значительного падения в 2022 году, вызванного санкциями Евросоюза, экономика области начинает восстанавливаться: автопром переориентировался, приток туристов растет, идет строительство гостиниц, восстановление исторических достопримечательностей.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: