Минсельхоз попросил не накручивать: торговые сети могут ограничить наценку на базовые продукты

/

Минсельхоз России предложил ретейлерам ограничить наценку на все базовые продукты, которые пользуются спросом у потребителей. Накрутка не должна превышать 5%. Ранее торговые сети уже пытались установить этот максимум, но, как оказалось, только для товаров собственных марок, которые не так широко представлены на полках. Почему эксперты называют эти меры неоднозначными и как предлагают регулировать рыночные отношения, расскажем в сюжете.

Снижение наценки

Минсельхоз предлагает ретейлерам добровольно ограничить наценку на продукты питания под брендами, на которые приходится совокупно более 70% продаж розничных сетей. Речь идет о молоке, кефире, сливочном масле, твороге и хлебе недлительного срока хранения, сообщает «Коммерсантъ».

Дело в том, что в России продолжается рост продовольственной инфляции. В январе она достигла 11,1%. При этом, по подсчетам Центробанка, больше всего подорожали продукты питания: прирост составил 0,75% с поправкой на сезонность. Основной вклад в общее повышение цен внесли несколько крупных товарных групп, в том числе плодово-овощная, молочная, мясная и рыбная продукция, яйца, хлеб, макароны и крупы, сообщается в отчете Банка России.

Бороться с ростом цен решили методом снижения накрутки, которую делают сетевики. Еще в середине января крупнейшие ретейлеры объявили, что не будут делать наценки на социально значимые продукты выше 10% до конца года. Так торговые сети отреагировали на предложение Федеральной антимонопольной службы проработать механизмы «ответственного ценообразования». ФАС выявила, что сети завышают цены, пишут «Ведомости».

Однако такое решение не удовлетворило ни ФАС, ни Минпромторг, ни Минсельхоз. Они предложили еще больше снизить наценку  установить ее на овощи, молочные продукты и хлебобулочные изделия до 1 июля на уровне 5%. Ретейлеры обязались сами выбрать бренды, которые попадут под ограничения.

И вот новый поворот. Оказалось, что сети распространили практику только на товары собственных торговых марок, на которые приходится всего 20% продаж. Теперь чиновники предлагают ограничить наценку на ряд базовых продуктов под популярными у потребителей брендами сторонних производителей, на которые приходится более 70% продаж, пишет «Газета.Ру».

Ретейлеры опасаются убытков и дефицита продуктов. Источники пояснили «Коммерсанту», что цены на брендированные товары на полке магазинов растут вслед за оптовой стоимостью от производителей. Регулирование наценки на целую категорию товаров снизит внимание к ней ретейлеров, которые не будут заинтересованы в расширении ассортимента.

Ретейлеров  ограничить, фермеров  поддержать

Торговые наценки ретейлеров в России пора ограничивать законодательно, считает доцент МСХА им. К. А. Тимирязева, издатель портала «Крестьянские ведомости» Игорь Абакумов.

«Нужно приводить торговые наценки к европейскому уровню законодательным путем, то есть просто законодательно ограничить их. На этом все будет закончено. В Европе нет наценок по 200%, как дают наши ретейлеры. Такие наценки законодательно запрещены. Насколько мне известно, максимальная наценка там составляет 20%, средняя наценка – 10%. Там очень большая конкуренция, поэтому ретейлеры не торопятся увеличивать наценки и лоббировать их рост. Разные торговые сети могут находиться рядом, на одной площадке. То есть на Западе поддерживается конкуренция, а в условиях конкуренции цены задирать никто не будет – это самоубийство для рынка».

Эксперт уверен, что сети не должны быть монополистами на определенной территории, необходимо оставлять рынок для средних и мелких продавцов, для магазинов шаговой доступности.

Доктор экономических наук, профессор председатель Экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский тоже выступает за регулирование деятельности торговых сетей и развитие фермерских рынков.

«Нужно установить какой-то предел, скажем, запрещать сетевым магазинам работать в выходные дни, как это уже давно сделано в Европе. Тогда будут работать маленькие магазинчики, где можно приобрести товары, произведенные фермерскими, индивидуальными подсобными хозяйствами и так далее. Еще один пункт – это организация фермерских рынков на месте бывших промзон (без какого-либо присутствия мигрантов, чтобы это не был «Фуд Сити» в геометрической прогрессии). Понятно, что там будут не бананы, например, а товары первой необходимости: овощи из борщевого набора, мясо, консервы, закрутки, то есть то, что исторически входит в рацион россиянина».

Вместо этого чиновники продолжают «бороться с плесенью, не обращая внимания на сырость», говорит эксперт. Если сейчас 60 товаров будут продаваться по фиксированным наценкам, как того хочет Минсельхоз, то остальные будут компенсировать недополученную ретейлом прибыль. Таким образом, ситуация вообще никак не изменится, а те товары, которые попадут под фиксированную наценку, будут очень быстро раскупаться и в итоге практически исчезнут с полок.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: