Механизм поддержки регионов нужно менять: эксперты оценили эффективность ИПР

/

Счетная палата призвала скорректировать индивидуальные программы развития регионов (ИПР). Проект реализуется в стране с 2020 года. Механизм предусматривает, что 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития  получают по 1 млрд рублей из федерального бюджета на решение локальных задач. Почему аудиторы и эксперты РК предлагают изменить подходы к использованию ИПР как инструмента поддержки отстающих субъектов РФ – в сюжете.  

Счетная палата сомневается в эффективности ИПР

Индивидуальные планы развития регионов были разработаны и утверждены в 2020 году для 10 регионов с низкими показателями социально-экономического развития. В число субъектов вошли: Тува, Адыгея, Алтайский край, Республика Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Чувашия, Псковская и Курганская области. Ежегодно этим регионам выделяют по 1 млрд рублей на реализацию локальных задач. Однако Счетная палата усомнилась в эффективности данного механизма.

«С учетом ограниченного масштаба влияния ИПР, обусловленного объемами их финансирования, объективно оценить вклад непосредственно ИПР в развитие этих регионов пока затруднительно», – сообщила аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.

С одной стороны, ведомство отметило, что регионы, в которых реализовались ИПР, развивались быстрее и демонстрировали показатели выше, чем средние по стране.

«За последние три года завершено 82 мероприятия ИПР, что позволило создать 12 тыс. рабочих мест и привлечь 90 млрд рублей инвестиций. Уровень безработицы снизился по сравнению со средним по стране в 2,5 раза, а по темпам снижения уровня бедности 9 из 10 регионов вошли в категорию лучших и средних по РФ», – приводит «Коммерсантъ» слова заместителя главы Минэкономразвития Дмитрия Вахрукова.

Но, с другой стороны, невозможно оценить вклад именно программ ИПР в общие результаты. Осложняет ситуацию отсутствие единой модели финансирования программ, поскольку средства предоставляются в разных формах и на основании различных правил их выделения. В числе других недостатков Счетная палата отметила недостаточное нормативное регулирование полномочий и сферы ответственности регионов в процессе формирования и выполнения программ, а также неинформативность отчетности о ходе реализации.

Аудиторы предложили изменить модель формирования, реализации и финансирования индивидуальных программ развития. В Минэкономразвития при продлении программы до 2030 года планируют обновить критерии отбора регионов и «методологические подходы к формированию» для повышения эффективности ИПР.

Помощь регионам должна быть адресной

Эксперты сходятся во мнении, что помогать депрессивным регионам необходимо, но признают, что механизм ИПР нужно корректировать. По мнению экономистов, поддержка должна быть адресной и более весомой.

По словам директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова, программы заработали в сложный 2020 год, поэтому такой индивидуальной поддержки, которая выражалась в выплате 1 млрд рублей каждому региону, можно было не заметить.

«Если уж было нужно вытягивать эти регионы и выводить на какой-то новый уровень, то, наверное, финансовые средства должны были быть гораздо более значимыми», – считает эксперт.

О том, что финансирование для разных регионов должно быть различным, говорит доктор экономических наук, ИНИОН РАН Сергей Смирнов.

«Поддерживать, безусловно, надо, но не скопом, размазывая деньги, а конкретно, адресно, на определенные цели. Например, кому-то дополнительные средства на дороги, кому-то – на школы, на больницы и так далее. Поэтому я категорический противник продолжения проекта ИПР на прежних основаниях», – заявляет эксперт.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: