Матвиенко назвала мусорную реформу в регионах регрессом: кто ответит за провал?

/

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко дала оценку мусорной реформе, запущенной в российских регионах шесть лет назад. По ее мнению, надежды не оправдались и реформа оказалась больше похожа на регресс. Причина, считает Матвиенко, в неподотчетности региональных операторов. Вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев видит проблему и в действиях региональных властей, которые недостаточно контролируют эффективность мероприятий. Он призвал губернаторов и законодателей более ответственно подходить к этой работе. Кто должен контролировать ход реформы и что может помочь изменить ситуацию, расскажем в сюжете.

Провал реформы 

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала мусорную реформу в ходе заседания Совета законодателей, посвященного вопросам обращения с ТКО и модернизации инфраструктуры ЖКХ. По ее словам, реформа оказалась похожа на деградацию и регресс из-за неподотчетности региональных операторов.

«Предполагалось, что по всей стране будет выстроена четкая система по сбору, сортировке, переработке, утилизации отходов. Однако на деле все забуксовало», – цитирует Матвиенко ТАСС.

Спикер отметила, что региональные операторы получают сотни миллиардов рублей доходов, но при этом фактически не отчитываются о проделанной работе, расходовании средств, нет и четко прописанных обязанностей. На данный момент, добавила Матвиенко, в России не хватает 172 тыс. контейнерных площадок, 423 тыс. контейнеров и более 1,5 тыс. единиц спецтехники.

Перезапустить процесс сумел вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев, заявила председатель Совфеда. Она отметила, что он подключился к решению проблемы – и за полгода удалось сделать больше, чем за предыдущие шесть лет.

«Создан федеральный межведомственный штаб при Минприроды. В каждом субъекте созданы региональные штабы во главе с губернаторами. Теперь у нас есть полная картина по каждому региону», – передают слова Матвиенко «Известия».

Сформированный для повышения результативности реформы межведомственный штаб, о котором упомянула Матвиенко, должен помочь мониторить основные показатели и оперативно устранять недоработки регионов и ответственных федеральных ведомств, сообщает URA.ru со ссылкой на пресс-службу Патрушева.

Сам Патрушев во время заседания подчеркнул, что отрасль создается фактически с нуля и определенные результаты все же есть, но динамика процессов «оставляет желать лучшего» – в ряде регионов реформа действительно буксует. По его мнению, на местах недостаточно контролируется эффективность мероприятий. Он призвал регионы занять проактивную позицию и более ответственно подходить к работе.

На новогодние праздники перед главами регионов Патрушев поставил задачу – наладить регулярный вывоз мусора из городов России, чтобы не допускать переполненных контейнеров.

Кто должен нести ответственность?

Ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ общественного движения «За права человека» Виктор Федорук считает, что контролировать ход мусорной реформы и отслеживать действия регионального оператора должны власти субъектов РФ.

«Местные власти почему-то прогибаются перед региональным оператором, страшатся пойти против, хотя по итогу ответственность за чистоту региона лежит на них. Для решения проблемы региональным властям необходимо не бояться действовать по закону. Не по звонку, не по указке, а по закону. Тогда будут и порядок, и чистота, и уважение к властям», – комментирует Федорук.

Но ситуация с мусорной реформой в целом может измениться только после ее критики со стороны президента РФ, считает эксперт.

Руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль», председатель комиссии Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских убежден, что более активно должны работать именно муниципальные власти.

«Проблемы образуются на уровне муниципалитетов. И руководитель конкретного муниципалитета отвечает за все, что происходит на его территории. Безусловно, органы муниципального управления не особо горят желанием заниматься этим вопросом, но их важно обязать, потому что они представители власти на местах. Если чего-то не хватает в законе, значит, законодатели должны добавить новые инициативы, предложить новую практику и попросить внести изменения в законодательство. Например, наделить органы самоуправления дополнительными полномочиями», – комментирует Часовских.

Отдельное внимание эксперт обращает на ситуацию с уборкой контейнерных площадок. Он подмечает, что ранее за это отвечали УК, но перестали с момента проведения реформы, сейчас же возникают спорные ситуации, чья это зона ответственности. Решение этой проблемы позволит во многом изменить ситуацию с мусором в целом, полагает Часовских.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: