В рамках международной выставки-форума «Россия» состоялась экспертная сессия «Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего». В ней приняли участие высшие должностные лица субъектов Федерации и их заместители, представители федеральных министерств и ведомств, политологи, макроэкономические и отраслевые эксперты. Участники сессии обсудили, какие задачи стоят сегодня перед регионами и страной в целом, с какими вызовами приходится сталкиваться и как их преодолеть.
Достижения и планы
Развитию транспортной инфраструктуры посвятили большую часть обсуждения участники дискуссионной площадки.
Полпред президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев рассказал о важнейших проектах для развития УрФО и России в целом.
«Трасса «Восток» (Москва – Казань – Екатеринбург – Челябинск и Тюмень) свяжет три областных центра в округе. Мы видим, как активно идут работы на этом проекте. Челябинск и Екатеринбург уже связаны четырехполосной дорогой. И если раньше на дорогу между этими городами нужно было потратить четыре-пять часов, то теперь полтора-два. А Северный широтный ход позволит разгрузить Транссиб и сбросить часть грузов, которые формирует нефтегазовый комплекс в ЯНАО и ХМАО, на северную железную дорогу. Ключевое предназначение Северного широтного хода – выйти на порт Сабетта, а это доступ к Северному морскому пути. Сейчас вопрос стоит в строительстве моста через реку Обь, которое стало краеугольным камнем», – рассказал Владимир Якушев.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков перечислил ключевые инфраструктурные проекты, которые обеспечат развитие Дальневосточного федерального округа: мосты через реки Лена и Алдан, железная дорога из Якутии в Магаданскую область.
Заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк рассказал о развитии логистики в сторону Казахстана и Ирана и отметил, что нужно активнее работать над строительством дорожной техники.
По видеосвязи к участникам сессии присоединился глава Адыгеи Мурат Кумпилов. Он поделился опытом реализации больших инфраструктурных проектов в республике.
«У нас успешно решаются вопросы пространственного развития, обновляются дороги федерального и регионального значения, строятся современные дорожные сооружения, сельские дороги, крупные развязки, обходы, которые позволят разгрузить Майкоп, обеспечивается транспортная доступность туристических объектов в горной местности», – заявил Мурат Кумпилов.
Ответ на новые вызовы
Риски, которые важно учитывать в рамках развития транспортной инфраструктуры страны, – усиление напряженности в зоне Балтийского моря и активизация борьбы за влияние в Арктической зоне, отметили эксперты.
Руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров выразил тревогу относительно поставок нефти по западному направлению – как через Черное море, так и через Балтику.
«Вполне возможно, что через несколько лет возникнет ситуация, аналогичная тому, когда нам пришлось переориентировать экспорт из двух прибалтийских стран на север, на Ленинградскую область. И тогда нам придется, если говорить о юге, переориентировать экспорт на трансиранский маршрут или как-то еще через Среднюю Азию, а на севере из Балтики уходить в бассейн Северного Ледовитого океана. Путей несколько: использование трубопроводов в реверсном направлении, но их мало, поэтому целесообразно рассматривать вопросы трубопроводного строительства на север. Это можно соединять с реализацией ряда железнодорожных проектов. Это рационально совмещать с мощностями, которые уже создали нефтегазовые компании вокруг Ямала и в ЯНАО», – заявил Александров.
Участники сессии сошлись во мнении, что регионы должны тесно взаимодействовать с федеральным центром, но в то же время и стимулировать инвесторов вкладываться в долгосрочные проекты. Инфраструктурное развитие в регионах становится одним из важнейших показателей эффективности работы власти, критерием, который влияет на внутриполитическую повестку, подытожил директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский.