Красноярское метро вновь под вопросом: почему работы могут остановить и при чем тут Митволь?
При работах на площади Революции в Красноярске, где должна быть станция метро, строители могли повредить объект археологического наследия – «Поселение Новобазарная площадь» возрастом до 10 тыс. лет. С таким заявлением в прокуратуру обратился бывший проектировщик метрополитена Олег Митволь. По его словам, Центру транспортной логистики из бюджета края выделили более 4 млрд рублей на проведение археологических изысканий, но выполнены они не были. Центр обвинения отрицает. Способна ли ситуация привести к заморозке проекта и может ли кто-то еще из красноярских чиновников стать фигурантом дела о строительстве метро – в сюжете РК.
Митволь в деле
Председатель совета директоров Красноярского треста инженерно-строительных изысканий Олег Митволь написал письмо в прокуратуру Красноярского края с просьбой проверить действия Центра транспортной логистики при строительстве станции метро у площади Революции. По словам бывшего проектировщика метро, под площадью расположен археологический объект «Поселение Новобазарная площадь» и при проведении работ повреждены культурные слои, начиная с мезолита и заканчивая XX веком. Произошло это из-за того, что якобы не были проведены историко-культурное исследование и археологические изыскания, хотя из бюджета края на это было выделено 4 млрд рублей.
Факт разрушения археологического памятника подтвердила Служба по государственной охране объектов культурного наследия, сообщает tvknews.ru. Организации «Высота», которая проводила работы, вынесено предписание устранить нарушения. Кроме того, ей грозит штраф до 1 млн рублей.
В Центре транспортной логистики отрицают обвинения Митволя. Организация уверяет, что все необходимые исследования были выполнены, подготовлен проект сохранения памятника с учетом заключения государственной историко-культурной экспертизы. Только после этого центр отдал проект генподрядчику строительства – компании «Моспроект-3», которая организовала работы при помощи субподрядчика «Бамтоннельстрой-Мост». В свою очередь, субподрядчик нанял для археологических работ компанию «Высота». В центре подтверждают, что при проведении раскопок был сделан ряд замечаний «Высоте», но они не влияли на общий ход исследований, передает «Проспект Мира».
Напомним, Олега Митволя задержали правоохранители в июне 2022 года по подозрению в хищении 900 млн рублей, выделенных на строительство метро. Митволь находился в СИЗО, но в июле 2023 года его перевели под домашний арест.
Фигурантами по делу также проходят бывший министр транспорта края Константин Димитров и экс-председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин. Экс-премьера обвиняют в превышении должностных полномочий при строительстве метро и воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в сфере лесопереработки. Димитрова обвиняют только в превышении должностных полномочий. И если Димитров вину признал и согласился сотрудничать со следствием, то Лапшин вину отрицает.
Остановят ли проект?
Управляющий партнер консалтинговой группы «Легион» Алексей Аксютенко считает, что показания Митволя и его обращения в прокуратуру могут иметь несколько оснований. Первое и ключевое – желание получить минимальный срок наказания. Второе – это может быть частью комбинации по сворачиванию активности вокруг метрополитена. По словам эксперта, строительство метро серьезно буксует и региональным властям важно дождаться завершения избирательной кампании, а затем уже можно будет если не закрыть, то приостановить активные работы и шумиху вокруг проекта.
Что касается дальнейших возможных задержаний, Аксютенко полагает, что основной фигурант дела еще не выявлен.
«Лапшин, ставленник Усса, плотно работал с Митволем, и сейчас окончательно закрепился в статусе фигуранта уголовного дела. Учитывая активную работу силовиков, не удивительно, что Усс так спешил весьма неоднозначным способом попасть в Совет Федерации, чтобы получить иммунитет. Однако нельзя исключать, что в ближайшее время в материалах уголовного дела появится новая громкая фамилия», – заключает эксперт.
Политический аналитик Александр Чернявский сомневается, что будет задержан кто-то более высокопоставленный, чем Лапшин, потому что это и так был второй человек в регионе.
«Олег Митволь звучал в контексте истории с археологическими исследованиями, однако, судя по всему, нарушения нашла сама прокуратура. Тема археологии при строительстве различных объектов в крае достаточно сложная. Суммы, потраченные на исследования, выглядят фантастически. Думаю, прокуратуре надо проверять смету. В свое время, лет 15 назад, в регионе пытались бороться с так называемой археологической мафией – и основания для этого были. Но это отдельная тема», – комментирует политаналитик.
При этом эксперт уверен: сворачивать строительство метро не будут, потому что уже слишком много сделано для реализации проекта, но допускает, что временная заморозка вполне возможна.