Трасса М12: как мегапроект соединит регионы и изменит их жизнь

/

Строительство трассы М12 из Казани в Екатеринбург обойдется почти в 500 млрд рублей, сообщают СМИ. Длина трассы составит 547 км, из которых 122 км дороги – реконструкция существующих федеральных трасс, а 425 км – строительство абсолютно новых дорог. Проект будут вести Росавтодор и «Автодор». Президент России Владимир Путин предложил рассмотреть возможность продлить трассу до Тюмени и Челябинска, а затем «замкнуть кольцо». Собеседники РК рассказали, насколько это реализуемо и что даст регионам строительство М12 от Казани до Екатеринбурга.

810 км за три года 

Росавтодор предоставил по запросу «Ъ» данные о планируемых работах на участках трасс, которые станут продолжением трассы М12 от Казани до Екатеринбурга.

Изначально планировалась, что М12 пройдет от Москвы до Казани. На данный момент ее активно строят. Согласно планам, закончить ее должны к 2024 году.

Однако в апреле президент РФ Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию заявил, что трассу следует продлить до Екатеринбурга. Причем глава государства отметил, что закончить строительство надо все так же до 2024 года. В следующем месяце Владимир Путин поручил правительству к 1 августа «обеспечить направление» средств ФНБ на дорожные проекты, увеличив и темпы строительства М12.

Как выяснил «Коммерсантъ», новую 547-километровую дорогу будут строить Росавтодор и государственная компания «Автодор».

Трасса начнется в Казани и пройдет по существующей М7 «Волга».

На участке до города Мамадыша Росавтодор построит 22 надземных пешеходных перехода, затем – 81,4-километровый обход Нижнекамска и Набережных Челнов, далее на отдельных участках трассу реконструируют и отремонтируют. В Башкирии на М7 появятся обходы населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново. Затем от города Дюртюли до поселка Ачит (Свердловская область) «Автодор» построит 274-километровую дорогу, на которой будет единственный платный участок. После Ачита М12 вольется в существующую федеральную бесплатную трассу Р242 Пермь – Екатеринбург, участки которой тоже капитально отремонтируют, сообщает издание.

По предварительным данным, строительство дороги Казань — Екатеринбург обойдется в 492,9 млрд рублей. Однако стоимость может измениться после того, как будут завершены экспертизы. По данным «Ъ», Росавтодор уже приступил к работам, но проектирование самых сложных отрезков трассы завершится к концу 2021 года.

Дорога Москва — Казань строится в рамках проекта международного транспортного маршрута «Западная Европа – Западный Китай». Протяженность трассы должна составить чуть более 800 км.

8 июля, когда Владимир Путин открывал очередной участок ЦКАД, он предложил М12 «дотащить до Тюмени, до Челябинска и кольцо замкнуть», то есть вернуться в Екатеринбург. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, такой проект длиной в 600 км возможен, и оценивается он в 200–250 млрд рублей. Но в рамках этого проекта тендеров не объявлено.

Импульс для развития 

Telegram-канал «Неудаща» назвал трассу М12 очень важным инфраструктурным проектом для России, поскольку таким образом удастся упростить и ускорить сообщение между регионами, что, соответственно, позволит им получить дополнительный импульс для развития.

«Россия – страна огромных пространств, и для того, чтобы эффективно ими управлять и их развивать, в первую очередь необходимо решить проблемы логистики. Нынешние дороги не справляются с объемом существующего трафика, что приводит к постоянным ремонтам из-за разрушения дорожного полотна, пробкам и повышенной аварийности», – объясняют авторы необходимость такого проекта.

Канал Uralinform со ссылкой на заявление вице-премьера Марата Хуснуллина сообщил, что трассу будут сдавать отдельными участками, чтобы успеть к 2024 году.

«Никогда еще дорога в 810 км в стране за три года не строилась. Задача амбициозная, но, скажу по секрету, я строителям поставил задачу, у кого готовы участки будут, пусть небольшие, по 20-40 км, но уже сдавать», – цитирует канал вице-премьера.

«Клуб Двинского» в материале для «НЕЗЫГАРЯ» назвал проект трассы Москва — Екатеринбург опорным каркасом страны. Поскольку финансировать строительство будет Фонд национального благосостояния, авторы отмечают, что он наконец-то будет «распечатан» и «превратится в Фонд развития России».

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в своем канале «ДУМАем» отмечает, что от вложения финансов в дорожное строительство будет мультипликативный эффект, а каждый вложенный рубль возвратится в пятикратном размере. Однако следует учитывать очень важный момент.

«При тех объемах выделяемых средств, которые будут включены в работу при «распечатывании» ФНБ, есть еще один фактор, который может свести на нет все грандиозные планы и надежды. Это банальные хищения. Поэтому, если с первого дня не будет отстроен независимый аудит и силовое сопровождение проектов, смет и выполняемых работ, Фонд национального благосостояния будет распилен, упакован и отправлен в оффшоры», – заявляет Лысаков.

«Автомобильный шелковый путь»

По словам руководителя ИАЦ «Альпари» Александра Разуваева, трасса вполне сможет конкурировать с РЖД.

«Прошли времена, когда тарифы на грузоперевозки у РЖД искусственно сдерживали, что позволяло им оставаться довольно дешевыми. Сейчас они уже значительно дороже, а коммерсанты, конечно, считают свои деньги. В итоге трасса может стать альтернативой железной дороге в этом вопросе», – замечает эксперт.

Что касается реализации возможного проекта по протягиванию трассы до Челябинска и Тюмени, то Разуваев считает, что в экономических условиях это реально, а вот в климатических – тяжело.

«Для этих регионов -60 °С – обычная температура зимой. Достроить можно, но периодически придется ее ремонтировать. Это, конечно, несопоставимо с ценой строительства, масштаб цифр будет совершенно другой, но тем не менее это дополнительные расходы. Будущее этого проекта зависит от политического решения», – подчеркнул собеседник РК.

Политконсультант, член комитета РАСО Эдуард Коридоров уверен: любое усовершенствование логистики между Уралом и Татарстаном – это большой плюс в плане развития экономики.

«Другое дело, каким способом, когда и при помощи чего все это будет реализовано. Не покидает ощущение, что наши дорожные и логистические мегапроекты, во-первых, медленно и дорого реализуются, во-вторых, чисто технологически достаточно сильно отстают от передового и цивилизованного опыта», – рассуждает эксперт.

Кроме того, он пояснил, что относится к стоимости равной 500 млрд как к приблизительной, потому что нередко сметы растут по ходу строительства.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов назвал несколько причин, по которым смета может вырасти.

«Это прежде всего проблемы субъективного характера, которые обусловлены, например, доступом к трудовой миграции. Второе – стройматериалы, которые в последнее время серьезно подорожали. Но с большой долей вероятности как только экономика восстановится после коронакризиса, предложение тоже будет восстанавливаться, как и насыщенность рынков, прежде всего Китая. С этой точки зрения цены вполне могут стабилизироваться в течение одного-двух лет», – отметил Абзалов.

Если же удастся удержать невысокий рост сметы, а также обеспечить своевременное выполнение проекта, то в конечном счете эта трасса может стать очень перспективным направлением, убежден эксперт.

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов высказал в разговоре с РК идею, что трассу следует строить с перспективой выхода на Казахстан.

«Тогда получится современный «автомобильный шелковый путь»: через Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Новосибирск на Читу, что тоже, в принципе, является путем в Китай и одним из альтернативных маршрутов», – уточнил Шкуматов.

Он не сомневается, что при создании такого уральского промышленного кластера (Екатеринбург — Тюмень — Челябинск) резко увеличится и объем производства, и средние зарплаты. Регионы станут более привлекательными с точки зрения жизни в них и трудоустройства.

Как утверждает эксперт, современные технологии позволяют строить дороги очень быстро, поэтому главный вопрос при реализации таких масштабных проектов – финансирование.

«В целом скоростная дорога – это плюс для любой территории. С нее, конечно, не будут «капать» деньги в регион, все не так просто, но при наличии нормальных управленческих талантов у региона есть шанс воспользоваться подобной инфраструктурой, создать новые рабочие места и улучшить благосостояние жителей», – подытожил собеседник РК.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: