Из школы – в колледж: зачем в 12 регионах проведут эксперимент по сдаче двух ОГЭ вместо четырех
В 12 регионах России планируют упростить получение аттестата девятиклассниками, поступающими в техникумы и колледжи. Госдума одобрила во втором чтении законопроект, согласно которому ученикам будет достаточно сдать всего два предмета – русский язык и математику – вместо четырех. Для перехода в 10-й класс школьникам нужно будет набрать минимальные баллы, которые установят сами регионы, по четырем предметам. Те, кто не сможет этого сделать, будут иметь преимущество при поступлении на бюджет в местные колледжи. Нововведения призваны стать серьезным шагом к развитию среднего профессионального образования в регионах. В сюжете РК расскажем, по каким критериям отбирали регионы для эксперимента и с какими рисками они могут столкнуться при его реализации.
Серьезный шаг
Госдума приняла во втором чтении законопроект об эксперименте по особому порядку проведения ОГЭ в 2025 году.
Согласно документу, девятиклассники смогут получить аттестат по итогам сдачи только двух предметов – русского языка и математики – вместо четырех. Изначально предполагалось, что эксперимент пройдет в пяти регионах, но ко второму чтению его применение распространили на 12 субъектов РФ. Это Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Тюменская области, Камчатский и Краснодарский края, Республика Северная Осетия – Алания и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что увеличенное число регионов позволит более объективно разобраться, как работают законодательные нормы. При этом он отметил, что депутаты получили большое количество обращений и от других субъектов РФ, которые были готовы участвовать в эксперименте и просили расширить его.
Нововведение касается только тех учеников, которые планируют поступать в колледж, техникум или просто уходят из школы. Для перевода в 10-й класс школьники должны будут набрать минимальные баллы по результатам четырех ОГЭ (по русскому, математике и двум предметам по выбору). Перечень предметов для сдачи и минимальные значения результатов ОГЭ для приема в 10-й класс установят региональные министерства и департаменты образования. Контрольные цифры приема в учреждения СПО также будет устанавливать регион. Школьники, которые не смогут набрать минимум для перехода в 10-й класс, получат преимущество при поступлении на бюджет в местные колледжи. Такое решение призвано замотивировать жителей региона закрепиться по месту обучения и не допустить массового оттока специалистов.
Володин подчеркивал, что нововведения станут «очень серьезным шагом к развитию среднего профессионального образования». В третьем чтении Госдума планирует рассмотреть законопроект 18 марта, закон вступит в силу с момента официального опубликования. Эксперимент будет проводиться до 31 декабря 2025 года. Регионы вместе с правительством должны будут предоставить предварительные итоги проведения эксперимента в Госдуму до 10 декабря этого года. В случае успеха его могут распространить на все российские регионы.
Востребовано, но рискованно
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает инициативу оправданной для тех школьников, кто ориентирован на поступление в колледж. Они таким образом смогут сосредоточиться на учебной программе для получения максимально высокого балла аттестата, а не на определенных предметах. При этом есть у таких нововведений и риски.
«Есть беспокойство, что сокращение числа предметов для сдачи ОГЭ может сказаться на качестве образования и как-то демотивирует школьников. Есть опасение, что школьники, сориентировавшись на колледж, не сумеют поступить на желаемые программы и останутся у разбитого корыта. Это может вызвать проблему в нарушении конституционных гарантий, в том числе по обязательному полному среднему образованию. Поэтому для инициативы выбраны сильные регионы, которые давно идут по пути реформирования колледжей, они в случае возникновения проблемной ситуации смогут выделить дополнительные места за счет бюджета», – поясняет Абанкина.
Она подчеркивает важность введения инициативы именно в экспериментальном режиме в регионах с продуманными планами по трудовым ресурсам, взаимодействием с крупными работодателями.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков думает, что выбор регионов связан с повышенным спросом в них на профессиональные кадры и финансовые возможности самих субъектов. В целом одобренный в двух чтениях законопроект он считает правильным шагом по возрождению СПО.
«Нам не только техника нужна, но и специалисты во всех областях жизни: кулинары, медицинский персонал, специалисты в гостиничном бизнесе, туризме и др. И сейчас мы наблюдаем положительный разворот. Он был начат еще летом 2023 года, когда состоялось знаменитое заседание Совета по вопросам образования при президенте России. Было дано указание возвращаться к лучшим традициям отечественного образования, в том числе профессионального. И начался процесс очень активного возрождения СПО», – подытоживает Комков.