Губернаторы смогут заключать соглашения по стабилизации цен на любые товары: удастся ли договориться с бизнесом?
Правительство РФ разрешило властям регионов заключать соглашения с производителями и торговыми сетями о стабилизации цен на любые товары. Ранее это касалось только социально значимых продуктов. По мнению экспертов, у губернаторов есть инструменты, чтобы стимулировать бизнес к заключению соглашений о сдерживании цен, но при этом есть риск перегибов. Подробности – в сюжете.
Решение правительства
Власти регионов получили возможность заключать соглашения с торговыми сетями и производителями о стабилизации цен на любые товары. Соответствующее постановление правительства подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Ранее механизм стабилизации цен путем заключения соглашений между властью и бизнесом распространялся только на социально значимые продукты первой необходимости. Это в том числе говядина, свинина, баранина, куры, мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, хлеб и ряд других. Сейчас такие временные соглашения по регулированию стоимости продуктов первой необходимости действуют в 36 регионах. Они заключены более чем с 12,8 тыс. хозяйствующих субъектов, в числе которых производители, оптовые поставщики и организации розничной торговли.
Полномочие заключать соглашения о стабилизации цен по любым товарам, в том числе непродовольственным, было только у ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Теперь же такое право предоставлено всем регионам.
«Решение позволит поддерживать стабильную ситуацию на внутреннем рынке и сохранять доступность востребованной продукции», – отмечается в сообщении правительства РФ.
В пояснительной записке к проекту постановления, которое было подготовлено Федеральной антимонопольной службой, отмечается, что решение об актуальности, целесообразности и возможности заключения соглашений каждый регион будет принимать самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации на данной территории.
Также субъекты Федерации будут самостоятельно определять товары, в отношении которых заключаются соглашения в рамках предоставленных полномочий.
При этом подчеркивается, что антимонопольные органы будут держать на особом контроле вопросы соблюдения требований к соглашениям, в том числе к добровольности заключения и выхода хозяйствующих субъектов из соглашений.
Договариваться, а не давить
По словам директора Центра региональной политики РАНХиГС, автора Telegram-канала Klimanov.ru доктора экономических наук Владимира Климанова, вполне логично, что регулирование цен будет осуществляться именно на региональном уровне, а не на федеральном.
«В этой связи ответственность глав регионов, конечно, выше в данном вопросе, чем федеральных структур, потому что, как правило, товарные региональные рынки хотя и открыты, но все-таки имеют свою специфику», – замечает Климанов.
Вместе с тем избыточное регулирование ситуации с ценами может привести к возникновению межрегиональных барьеров, которые могут сыграть во вред производителям, рассуждает эксперт.
«Важно не перегнуть палку в вопросах взаимодействия государства с производителями или торговыми сетями, поскольку все-таки роль государства должна быть, скорее, регулирующей, создающей условия для адекватного взаимодействия производителей и потребителей», – добавляет Климанов.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что предоставленная регионам возможность стабилизировать цены на широкий круг товаров станет своего рода проверкой квалификации губернаторов как управленцев и экономистов.
«Каждый губернатор, который получил сейчас возможность координировать уровень цен, наверняка помнит, что ценовая ситуация находится на контроле администрации президента. Думаю, определенные результаты это решение все-таки даст. Отсидеться в этом случае не удастся», – убежден Масленников.
При этом эксперт не исключает, что в некоторых регионах власти вместо конструктивного взаимодействия с бизнесом могут начать на него давить.
«Практика, конечно, покажет, но ранее не везде был успешный опыт. С бизнесом нужно работать на более сложную, системную, долгосрочную коммуникацию. Бизнес готов идти на уступки, но от властей должны быть взвешенные решения по компенсации издержек», – резюмировал Масленников.