Губернаторов могут наделить правом вводить план гражданской обороны: с какой целью и в каких регионах?
Весной 2024-го Госдума рассмотрит законопроект о совершенствовании системы гражданской обороны и наделении губернаторов дополнительными полномочиями. Так, при резком изменении обстановки и опасности для населения губернаторам отдельных регионов не придется согласовывать действия с вышестоящими органами. Они смогут вводить план гражданской обороны самостоятельно, согласовав решение лишь с МЧС. Законопроект призван повысить оперативность действий на местах. Каких регионов может коснуться новое законодательство и об актуальности законопроекта – в сюжете РК.
Задачи законопроекта
Законопроект о совершенствовании системы гражданской обороны Госдума может рассмотреть на весенней сессии 2024 года. Согласно документу, губернаторам планируют дать право вводить в регионах план гражданской обороны на основании представления главы МЧС, сообщает «Парламентская газета». Изменения помогут главам регионов оперативно принимать решения по защите населения и территорий от ЧС, которые возникают в результате военных конфликтов и природных катастроф.
По действующему законодательству план гражданской обороны может вводить только президент страны. Сенаторы предлагают уточнить, что «руководство гражданской обороной – целенаправленная деятельность правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц регионов, глав муниципалитетов и руководителей организаций в этой сфере».
К мероприятиям гражданской обороны относят тушение пожаров, планирование и проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, снабжение населения продовольствием и другими товарами на время ЧС, поддержание в постоянной готовности сил и средств для аварийно-спасательных и других неотложных работ при различных чрезвычайных ситуациях.
Главная задача законопроекта – сократить согласование шагов региональной власти с Москвой, чтобы принять решение в области гражданской обороны. Новые полномочия глав регионов должны помочь спасателям сохранить больше жизней и быстрее ликвидировать последствия ЧС.
«Законопроект повысит оперативность действий на местах. Мы знаем, что бывают ситуации, когда каждая минута на вес золота», – прокомментировал ПГ документ зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Если гражданской обороной будут заниматься региональная и муниципальная власть без участия федеральной, координировать их работу будут созданные региональные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС.
Расходы регионов на обеспечение отдельных мероприятий по гражданской обороне будут возмещать из федерального бюджета.
Для каких регионов законопроект?
Депутат Госдумы Султан Хамзаев считает, что логика в такой инициативе действительно есть. Он обращает внимание на то, что ЧС всегда происходят неожиданно, молниеносно и реакция на местах нужная такая же быстрая. Для совершения любых действий в этой отрасли требуются правовые основания. Здесь-то и пригодятся новые полномочия.
«Чтобы говорить о том, в каких регионах нужно ввести эту инициативу, необходимо посмотреть анализ за последние 15 лет, какая там была динамика. Но стихия за разрешением не ходит, она может возникнуть в любом субъекте», – добавляет парламентарий.
Он подчеркивает, что законопроект не предполагает подчинение служб МЧС губернатору, так как это федеральная структура.
Депутат Госдумы Михаил Матвеев полагает, что, учитывая ситуацию, в которой находится страна, дополнительные полномочия губернаторам нужны. Впрочем, по мнению эксперта, они и на сегодняшний день достаточны широки для глав регионов.
«Подобные изменения могут коснуться любых регионов. Все зависит от складывающейся ситуации. Принятие гражданской обороны достаточно широкое, обычно такие учреждения называются ГО и ЧС, а чрезвычайные ситуации бывают разные: природного, техногенного и других характеров. Поэтому трудно предположить заранее, о чем может идти речь: о наводнении, пожаре или о других бедствиях», – заключает депутат.