Дорога от Владивостока до Находки обходится слишком дорого: кто ответственен за срыв важного проекта?


Строительство трассы Владивосток – Находка – порт Восточный в Приморском крае идет с отставанием графика. Кроме того, к 2024 году стоимость только первого участка дороги вырастет вдвое, сообщает Счетная палата РФ по итогам проверки. Сдать объект должны были в конце 2020 года, но до сих пор дорога не построена, а в 2022-м техническая готовность увеличилась всего на 0,2%. Выявлены и нарушения в работе приморского Минтранса на сумму 69 млн рублей. Кто понесет ответственность за срыв важного для России в сложившихся условиях проекта и ожидать ли политических выводов после проверки  в сюжете РК.

Срыв всех сроков

Дорога Владивосток – Находка – порт Восточный строится с отставанием графика, а стоимость первого участка длиной 22 км из-за постоянных корректировок документации к 2024 году составит 40 млрд рублей, хотя еще в 2016-м объект оценивался в 20,7 млрд рублей. Об этом сообщили в Счетной палате РФ по итогам проверки хода реализации проекта.

«Первоначальный срок завершения строительства декабрь 2020 года был перенесен на декабрь 2021-го, а затем на декабрь 2022-го. Однако и в этот срок дорога не построена. По отдельным мероприятиям отставание от графика составляет от 1 до 14 месяцев. С учетом полной приостановки работ по пяти мероприятиям и необходимости корректировки ПСД ожидаемый срок реализации объекта – 2024 год» заявил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

По его словам, за 2022 год техническая готовность первого участка увеличилась всего на 0,2%. При этом на участках, которые уже готовы, выявлены проблемы с ровностью покрытия.

С 2016 по 2022 год стоимость госконтракта на строительство первого участка увеличилась с 20,7 млрд до 24,1 млрд рублей. Проектно-сметная документация корректировалась из-за оползней на пяти участках дороги и удорожания стройматериалов. Ситуация с оползнями возникла из-за того, что инженерно-геологические изыскания были выполнены некачественно, считают в Счетной палате.

Кроме того, проверка выявила нарушение в ходе реализации проекта – приморский Минтранс принял и оплатил невыполненные работы и работы, которые не соответствуют условиям госконтракта, на сумму 69 млн рублей. Соответствующее обращение направлено в Генпрокуратуру.

Относительно второго участка дороги (с 43-го по 146-й километр) Счетная палата считает, что нецелесообразно строить новую дорогу из-за высокой стоимости  на 70 млрд дешевле реконструировать существующую трассу А-188 «Артем – Находка – порт Восточный». Минтранс РФ, Росавтодор и Минтранс Приморья сейчас прорабатывают это предложение.

По итогам проверки губернатору Олегу Кожемяко предложено принять меры «по контролю за использованием средств бюджета края, направленных на реализацию строительства дороги».

О том, что «дела, касающиеся дорожной инфраструктуры, встали», Кожемяко докладывал Владимиру Путину во время встречи в апреле. Глава региона попросил дать поручение правительству РФ продолжить строительство и реконструкцию дороги Владивосток – Находка – порт Восточный, которая «даст жизнь всему Приморью».

«Мы готовы участвовать в этом вопросе. Конечно, пока там есть силы и средства на строительство первого участка, который тоже нужно завершить, можно было бы и дальше спланировать – на последующую стройку», – сказал тогда Кожемяко.

Кто понесет ответственность?

Политический консультант Петр Ханас полагает, что за нарушениями при строительстве дороги не обязательно последуют какие-то политические кадровые выводы. Однако эксперт уверен, что ответственность за проект несет не только Кожемяко, но и другие курирующие развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке федеральные чиновники.

«То, что проект реализуется на территории Приморского края, еще не значит, что отвечают непосредственно краевые власти. В регионе даже нет проектов, которые финансировались бы чисто из бюджета Приморья, исполнителей в лице только правительства края нет», – подмечает эксперт.

Политолог Илдус Ярулин отмечает важность проведения подобных проверок именно на Дальнем Востоке. Он поясняет, что сейчас главный вопрос – готовность России к дальнейшему развороту на Восток, а транспортная составляющая играет в этом вопросе огромную роль: нужно строить новые дороги и восстанавливать существующие.

«Необходимо в первую очередь бороться с тем, чтобы выделяемые деньги не уходили в никуда, отсюда и те дела, которые возбуждаются. Это не только на Дальнем Востоке, но я думаю, что здесь будет показательный процесс. Времени и денег потрачено много, пришла пора посмотреть на результаты», – говорит Ярулин.

Относительно ответственности региональных властей Ярулин отмечает, что Кожемяко, как губернатор, несет свою долю ответственности за реализацию проекта, но, по его словам, в Приморье слишком сильны финансово-промышленные группы, которые напрямую занимаются строительством и с которыми глава не в состоянии разобраться. Так что, скорее, наказание за срыв сроков понесут именно они.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: