Правительство Калининградской области сообщило, что смогло решить проблему транспортировки грузов через европейские страны. Ранее стало известно, что в Литве вынуждены простаивать около 1 тысячи российских вагонов, в том числе цистерны с нефтепродуктами. Союз операторов железнодорожного транспорта обратился в правительство с просьбой рассмотреть способы снижения рисков при перевозках через «недружественные страны». Губернатор Калининградской области Антон Алиханов уверяет, что никакой транспортной блокады нет. Как эксперты оценивают масштаб проблемы, узнаем в сюжете.
Вагоны простаивают из-за санкций
У российских железнодорожных операторов возникли проблемы с проездом через европейские страны из-за введенных санкций. Так, вчера в Литве задержали около 1 тысячи вагонов, следовавших в Калининградскую область, в том числе цистерны с нефтепродуктами.
«По требованию литовских властей проводятся продолжительные (от 7 до 14 дней и более) проверки номенклатуры перевозимого товара, сведений о платеже за перевозку по литовской территории на предмет соблюдения антироссийских санкций, что вызывает существенную задержку транзита грузов и порожнего подвижного состава по Литве», — цитирует «Коммерсантъ» письмо Союза операторов железнодорожного транспорта.
После простоя задержанным вагонам все же удалось благополучно добраться до региона.
«Эта ситуация была решена. Это те самые вагоны, которые в итоге приехали в регион. И проблема там была с логистами, которые были в санкционном списке», — пишет «Каскад.ТВ» со ссылкой на руководителя пресс-службы регионального правительства Дмитрия Лыскова.
Есть факты задержания законно ввезенных вагонов российских компаний и на территории Финляндии. Об этом сообщает Союз операторов железнодорожного транспорта.
«Около 30 наших лизинговых цистерн остается в Финляндии. Ведем переговоры о возврате, но пока ситуация не решена», — заявил председатель правления Railgo Рахман Халилов.
Ранее Союз операторов железнодорожного транспорта попросил правительство рассмотреть способы снижения рисков при перевозках через «недружественные страны». В частности, речь идет о принятии государством гарантий по возмещению операторам стоимости утраченных вагонов, формировании страхового продукта по нивелированию этих рисков или привлечении для их перестрахования Российской национальной перестраховочной компании, пишет ИА REGNUM.
Кроме того, Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) жалуется, что паромная переправа в Калининград Усть-Луга — Балтийск достигла максимума провозной емкости. Предприятия подтверждают объем необходимых для Калининграда грузов — 6,8 млн т в год, а в случае закрытия сухопутных маршрутов их доставку нужно будет обеспечить морским транспортом. Поэтому СОЖТ просит укомплектовать паромную переправу необходимым количеством паромов, а также перевести с других направлений не менее четырех скоростных грузопассажирских паромов.
Ранее Калининградская область столкнулась со сбоем поставок дизтоплива для АЗС. Проблему ликвидировали за счет паромной линии Усть-Луга – Балтийск, напоминает ТАСС.
Губернатор Калининградской области Алиханов заявил, что блокада региона невозможна, так как самолеты летают по нейтральным маршрутам, водный транспорт связывает регион с остальной частью России, а закрытие железнодорожного транзита через Калининград невыгодно европейским соседям.
«Европа от этого транзита выигрывает, она экономит на перевозке достаточно большое количество времени, ну и по деньгам это иногда дешевле, чем водный транспорт, не говоря о том, что это быстрее в три-четыре раза», — цитирует Алиханова РИА Новости.
По словам главы региона, закрытие железнодорожного транспорта полностью перекроет возможности для транзита грузов в Европу из Юго-Восточной Азии и Китая.
Калининградский транзит нужно сохранить
Возможность полного прекращения транзита грузов железнодорожным и автотранспортом исключать нельзя, но в обозримом будущем такой сценарий маловероятен, считает заведующий кафедрой политологии и социологии БФУ им. Канта Илья Тарасов.
«Речь может идти о саботаже трехстороннего соглашения о транзите. На уровне Евросоюза принятие решения о разрыве транзитного соглашения сопряжено с множественными рисками, в том числе с политическим риском – расколом общеевропейской солидарности. Такие евроскептики, как нынешнее правительство или парламентарии в Венгрии, Австрии и Греции, вполне могут, преследуя собственные интересы или руководствуясь национальным эгоизмом, воспрепятствовать этому решению. Правительство Литвы находится в более уязвимом положении. В случае эскалации вооруженного конфликта в Донбассе безответственные политики в Вильнюсе могут выступить с демаршем, требуя одностороннего разрыва транзитного соглашения».
Такой шаг литовского правительства явно приведет к существенным последствиям и нанесет значительный ущерб российско-литовским отношениям.
По словам эксперта, сегодня существенным является сохранение каналов российско-европейского дипломатического диалога и выведение вопроса о калининградском транзите из общей повестки антироссийских санкций.