Добавить бюджетам устойчивости: как Текслер предлагает помочь регионам


Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, возглавляющий комиссию Госсовета по направлению «Экономика и финансы», предложил продлить программу инфраструктурных бюджетных кредитов до 2030 года. Еще одна инициатива Текслера – зачисление в региональные бюджеты части акцизов на табак. Эти предложения он озвучил на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития и Минфина России. По мнению экспертов, реализация этих мер станет достойным подспорьем для бюджетов регионов. Подробности – в сюжете РК.

Инфраструктурные кредиты и акцизы на табак

Глава Челябинской области, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер выступил на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития и Минфина России.

Губернатор отметил слаженную работу федеральной и региональных властей, Госдумы и Совета Федерации, Банка России и всего банковского сектора по адаптации и структурной перестройке экономики страны.

По мнению Алексея Текслера, необходимо наращивать инвестиционную активность, в том числе со стороны государства. Глава региона предложил рассмотреть возможность продления программы инфраструктурных бюджетных кредитов до 2030 года.

«Считаем, что ее нужно развивать, как и программу «инфраструктурного меню». В этом году выделены дополнительные ресурсы. Спасибо президенту, правительству за эти решения. Сегодня это реально эффективный набор инструментов финансирования крупных и значимых проектов для регионов, которые по цепочке создают спрос на различную промышленную продукцию, формируют инвесториентиры для расширения ее производства, стимулируют малый и средний бизнес», – цитирует губернатора пресс-служба правительства Челябинской области.

По словам Алексея Текслера, важнейшая задача сегодня – обеспечение финансового суверенитета и долгосрочной финансовой устойчивости на всех уровнях, в том числе должны быть самодостаточными бюджеты регионов и муниципалитетов.

Губернатор озвучил ряд инициатив комиссии Госсовета в области межбюджетных отношений. Одна из них – частичное зачисление (до 10%) доли доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов. Частичное зачисление может происходить за счет использования дополнительного объема акцизов, возникающего ежегодно из-за индексации их ставок.

Ранее, напомним, Текслер пред­ло­жил спи­сать с ре­ги­о­нов дол­ги по бюд­жет­ным кре­ди­там в объ­е­ме средств, ко­то­рые они по­тра­ти­ли на под­держ­ку но­вых тер­ри­то­рий Рос­сии и мо­би­ли­за­ци­он­ные ме­ро­при­я­тия.

Справедливые инициативы

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов считает, что предложения Алексея Текслера о том, чтобы ускорить работу по передаче части акцизов на табачные изделия в регионы, должно быть поддержано. Климанов уточнил, что эта инициатива получила позитивную оценку не только со стороны регионов, но и со стороны федеральных законодателей и Минфина России.

«Но процесс тут тормозится в силу технологических вопросов: каким образом вести учет поступающих акцизов или учет продажи табачных изделий, с которых и нужно собирать акцизы. Но очевидно, что передача такого доходного источника в регионы могла бы быть достойным подспорьем, дополнительным источником, более или менее равномерно распределяемым по регионам», – рассказал Климанов.

Серьезно бы улучшила положение регионов реализация еще одной инициативы Текслера. Речь идет об индексации объема дотаций субъектам Федерации на уровень реальной, а не расчетной инфляции, отметил собеседник РК

«Справедливо высказывалось мнение, что чисто теоретически может быть ситуация, что инфляция будет ниже расчетной, тогда, конечно, можно корректировать в меньшую сторону, но в большую сторону дотации не индексируются, поэтому регион оказывается в меньших финансовых возможностях покрывать расходы, которые у него существуют», – констатирует Климанов.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников согласен с тем, что зачисление части акцизов на табак в бюджеты регионов – целесообразная мера. Однако, полагает эксперт, федеральный центр может потребовать определенных гарантий от регионов.

«В последнее время федеральный центр не дает безоговорочно никаких трансфертов, субсидий и дотаций. Они носят целевой характер: для чего вы это будете делать? Регионы должны взять на себя обязательства, на что они эти средства потратят. Это все должно быть четко оговорено», – рассуждает Масленников.

Что касается продления программы инфраструктурных кредитов, то, по мнению собеседника РК, федеральный центр будет принимать решение по этому вопросу, ориентируясь на результаты работы по уже выданным кредитам.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: