Серьезных изменений в повышении качества жизни на Дальнем Востоке можно ожидать в 2030-2036 годах


Пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Пу­тин вы­сту­пил на пле­нар­ной сес­сии IX Во­сточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма. Тема в этом году – «Даль­ний Во­сток – 2030. Объ­еди­ним уси­лия, со­зда­вая воз­мож­но­сти». Гла­ва го­су­дар­ства рас­ска­зал об уже до­стиг­ну­тых це­лях и по­ста­вил за­да­чи по даль­ней­ше­му раз­ви­тию ДФО. В их чис­ле – со­зда­ние пер­вой меж­ду­на­род­ной ТОР, раз­ра­бот­ка про­грам­мы раз­ви­тия энер­го­мощ­но­стей, со­хра­не­ние став­ки по даль­не­во­сточ­ной и арк­ти­че­ской ипо­те­кам на уровне 2%. Пу­тин под­черк­нул, что раз­ви­тие Даль­не­го Во­сто­ка – на­ци­о­наль­ный при­о­ри­тет Рос­сии на весь XXI век.

Озвученные президентом масштабные планы позволят ускорить процесс развития Дальнего Востока. Они связаны, с одной стороны, со строительством транспортной инфраструктуры, заточенной на торговые отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, со странами Глобального Юга, с другой стороны, с развитием промышленности и других производств. Но отдельно президент обратил внимание на то, что мы не будем повторять ошибок Советского Союза, когда просто строились предприятия, а рядом бараки. Мы сразу строим города с высоким уровнем жизни. Поэтому Владимир Путин особое внимание уделял  проектам развития мастер-планов дальневосточных городов и пообещал выделить дополнительные средства на их реализацию. И в целом делал акценты на развитии социальной и культурной инфраструктуры.

Основные горизонты планирования – это 2030 и 2036 год, когда на полную мощность должны выйти транспортные коридоры, начать работать большие производства, а мастер-планы должны будут уже реализовываться. Какие-то серьезные изменения можно будет наблюдать в эти годы. Но, в принципе, эти изменения уже видны. Государство много внимания уделяет развитию Дальнего Востока, в него вкладываются огромные ресурсы. От решений, которые озвучил президент на ВЭФ, думаю, эффект будет уже через четыре-пять лет.  

Хроническая проблема отъезда людей с Дальнего Востока связана в большей мере не с экономикой или политикой. Это общий процесс восточного трансферта, который идет с 70-х годов XX века. К тому же идет урбанизация, люди переезжают из маленьких городов и сельской местности крупные города. Поэтому остановить этот процесс будет крайне затруднительно. Возможно, его и не стоит останавливать. Важнее, чтобы на Дальнем Востоке жили высококвалифицированные люди с высоким уровнем оплаты труда, при этом полностью востребованные на рынке труда. Конечно, все предложенные президентом меры должны как минимум уменьшить темпы процесса «обезлюдивания» Дальнего Востока, и привлечь людей с новыми компетенциями и квалификацией. 

На мой взгляд, важнейшей задачей при развитии ДФО является разработка и реализация мастер-планов городов. Все это делается для людей. Можно сколько угодно строить мегапроекты, расширять БАМ, увеличивать его пропускную способность, увеличивать грузоперевозки по Северному морскому пути. Вопрос лишь в том, ради чего и ради кого это делается. Когда президент говорит, что мы не просто развиваем Дальний Восток, мы делаем его комфортным для наших граждан, ключевое здесь не просто понастроить предприятий, а сделать так, чтобы рядом с ними были комфортные, красивые города, в которых приятно жить и растить детей. 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: