ЖКХ: старт реального контроля
К чему приведет очередное поручение Президента РФ Владимира Путина по наведению порядка в сфере ЖКХ данное 25 февраля? Я держу в руках безликие отчеты управляющих компаний, взятые из открытого доступа. Ровные колонки голых цифр. Никакой аргументации, никакой расшифровки, отсутствие каких-либо обоснований. Могу сказать определенно: сегодня потребители не имеют возможности знать, каким образом расходуются деньги, которые собираются с них в виде платы за оказанные услуги. Отсутствуют и системные механизмы, которые обеспечивали бы контроль за выполнением организациями производственных и инвестиционных программ. Неудивительно, что ответственные чиновники на местах всерьез не воспринимают многочисленные поручения главы государства. А мы ждем, что они снизят нам тарифы, то есть лишат сказочной маржи своих партнеров — монополистов, присвоивших общенародные ресурсы!
Нет никаких объяснений и для пассивной позиции контролирующих органов. Остается единственная возможность-разобраться в происходящем самостоятельно. Именно с этой целью мы вместе с моим коллегой по Общественной палате, доверенным лицом Президента РФ Дмитрием Орловым создали некоммерческое партнерство "Реальный контроль". Напомню: именно Орлов на встрече Владимира Путина с доверенными лицами 10 декабря прошлого года предложил создать сеть структур, занимающихся общественным контролем в сфере ЖКХ и энергопотребления.
Главная задача "Реального контроля" – объединение усилий всех действующих организаций, решающих задачи контроля в сфере ЖКХ, — исходя из фактического уровня современного состояния системы жилищно-коммунального хозяйства. Наши первые исследования показали: важным инструментом защиты прав потребителей в сфере ЖКХ может стать усиление контроля за деятельностью органов власти всех уровней.
Непрозрачность ЖКХ – одна из главных причин недовольства граждан властью. Ответом на обращения потребителей о нарушении их прав на получение информации о прозрачности деятельности управляющих компаний является постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №731. Оно обязывает управляющие организации в открытых источниках предоставлять гражданам исчерпывающий объем информации о своей деятельности в соответствии с утвержденными стандартами. На деле постановление не работает. Права и ответственность за его выполнение переданы на региональный уровень, однако регламент, устанавливающий механизм контроля, до сих пор не принят. На практике в настоящее время постоянный мониторинг и детальный анализ сайтов управляющих компаний на соответствие раскрываемой информации утвержденным стандартам в полном объеме не производится по всей Российской Федерации. Следствие – в открытом доступе висит информацияуправляющих компаний, не соответствующая утвержденным стандартам.
Вот примеры из регионов. Пермский край: всего 66 управляющих компаний (УК) — информация представлена по 18 УК, что составляет 27%, Удмуртская республика: всего 60УК — информация представлена по 24 УК (40%), Республика Башкортостан: всего 20 УК — информация представлена по 7 УК ( 35%), Воронежская область: всего 50УК — информация представлена по 12 УК, (24%).
А вот выводы по результатам независимого дистанционного мониторинга, проведенного экспертами НП «Реальный контроль»:
— в 90% не ведется раздельный учет по каждому отдельно взятому дому и по видам работ, что не соответствует основной цели отчетности и позволяет, «сваливая» затраты в общий котел, производить значительные хищения;
— 90% организаций замалчивают (умышленно?) информацию о запланированных видах работ и их выполнении, что позволяет УК производить хищения путем оплаты денег за невыполненные работы или выполненные с ненадлежащим качеством;
— 95% не указывают полностью состав общего имущества многоквартирного дома и, соответственно, не раскрывают сведения о средствах на его содержание, что позволяет бесконтрольно списывать значительные денежные средства на его содержание;
- 100% не раскрывают обязанности своих подрядчиков и не информируют собственников о зонах разграничения ответственности (собственник не способен определить зоны ответственности каждой из сторон, занятых в управлении его имуществом);
- у 90% нет средних и конкретных показателей по закупкам ресурсов по каждому конкретному дому (собственник не способен оценить и просчитать свою долю потребления ресурсов, это касается общедомовых нужд).
Путем проведения независимого мониторинга можно легко проверить, как на практике подавляющее большинство управляющих организаций посредством публикаций усложненной и неполной информации заведомо создают видимость открытости своей деятельности. При этом проверяющим даже не надо выезжать на место. Смотри в интернет, фиксируй и штрафуй. Но и этого на местах не делается. Напрашивается вывод — уполномоченные органы надзора либо не имеют соответствующих специалистов, либо умышленно не хотят видеть явных нарушений по выполнению требований закона управляющими компаниями. Такое отношение на местах порождает стойкое убеждение граждан в высоком уровне коррупции в сфере ЖКХ.
В этой связи закономерно может быть поставлен вопрос о введении в практику работы Общественной палаты РФ регулярного заслушивания руководителей отраслевых федеральных структур, глав регионов, а также уполномоченных органов государственного жилищного надзора по следующим вопросам.
Как исполняется Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. N 731 по раскрытию информации управляющими организациями?
Какие меры применены к управляющим организациям, нарушающим данное постановление?
Как организован общественный контроль и жилищное просвещение по вопросам ЖКХ?
Используя в полной мере потенциал некоммерческого партнерства «Реальный контроль», а также отработанные нами и уже действующие механизмы по организации общественного контроля и жилищного просвещения, Общественная палата РФ может стать эффективным общественным институтом по защите прав потребителей от произвола монополистов в сфере ЖКХ.