Здравоохранение нуждается в госпланировании
В Росздравнадзоре заявляют о росте числа нарушений прав граждан на лекарственное обеспечение. За четыре месяца 2019 года в ведомство с жалобами обратились около 3500 россиян. Претензии чаще всего связаны с отсутствием в аптеках выписанных лекарств, сообщает riafan.ru.
Частным образом здесь что-то исправлять очень сложно, потому что существует громоздкий механизм, как и в массе других направлений, соотнесение перечня лекарственных препаратов, соответственно, их наличие, заменители, оплата этих препаратов с помощью каких-то мер господдержки и так далее. И по большому счету такие громоздкие механизмы часто дают сбой, поскольку единых систем, которые бы задавали однозначные и четкие стандарты, попросту не существует. Поэтому, как ни странно, мы должны говорить о восстановлении госпланирования, потому что даже в таких относительно простых вещах, которые связаны с утвержденной номенклатурой, с бюджетом, прохождением средств в бюджете и так далее, у нас творится беспорядок, что уж говорить о более сложных сферах.
Я бы все-таки исходил из того, что в целом по мерам соцподдержки давно необходимы не только региональные реестры, но и федеральный с указанием таких мер, с однозначным решением по каждому человеку, с однозначными процедурами по отказу и, соответственно, замене и так далее. Это делается исходя из того, что мы правильно ставим задачу госпланированию.
Мы долго жили без госпланирования, и нам казалось, что это хорошо и просто, сегодня же, когда существуют колоссальные возможности (я имею в виду информационные технологии), все время возникают такого рода проблемы. А это означает, что не создана система, следовательно, эти вопросы не являются приоритетом соответствующих госорганов.
Что касается расходов государства на здравоохранение, то их нужно оптимизировать. С одной стороны, мы понимаем, что все запросы никогда не удовлетворить. С другой стороны, масса запросов со стороны населения является результатом элементарной рекламы каких-то непроверенных средств, а не жестких стандартов государственной помощи. Третий момент – это вопрос общего здравоохранения. Лекарства превратились в некую палочку-выручалочку как в отношении частного здоровья, так и в качестве государственной поддержки. То есть пенсионеры просят какие-то лекарства, и легче направить деньги на это, дать людям лекарства, а что в итоге? Каков эффект?
Я не говорю про совсем критические случаи, связанные с астматическими расстройствами, диабетом и так далее. Может быть, вопрос надо поставить так: государство хочет откупиться, бросая эти деньги, эти лекарства? Давайте мы сейчас еще в пять раз увеличим меры господдержки по объему и этой химией закидаем население!
Еще в 1970-е годы США в отсутствие каких-то простейших электронных средств измерения давления стали вводить национальную программу по, казалось бы, примитивнейшей вещи – по измерению и фиксации своего давления. Это общенациональная программа, но все делалось индивидуально, а по каким-то критическим вопросам превышения или понижения давления были даны простейшие способы решения этой проблемы: от прогулки до приема соответствующих препаратов. И смертность от гипертонии и сопутствующих заболеваний там снизилась на 40 %.
Вероника Игоревна Скворцова в своих выступлениях совершенно справедливо заявляет, что не более 25 % зависит от медицины в узком смысле, то есть собственно медицинских процедур, врачебной помощи, приема лекарственных препаратов. 75 % зависит от качества жизни, от того, какую воду пьют люди, от общей заботы о своем базовом здоровье. Сегодня есть недорогие приборы, с помощью которых можно измерять не только давление, но и еще три-пять показателей как минимум. И эти показатели дают колоссальные возможности для управления национальным здоровьем. Но это все отдали в какие-то стартапы, в частный бизнес, а никакой общенациональной программы нет. Повторю: американцы в 1970-е годы на 40 % снизили критические случаи и смертность от гипертонии за счет простейших тонометров, а мы сегодня, обладая такими колоссальными возможностями, ничего не можем сделать. А ведь показания современных приборов можно и нужно встроить в единую систему, чтобы, например, изучив данные, базовые показатели и исходя из алгоритма, в той же аптеке конкретному человеку подобрали подходящие именно ему лекарственные средства. Но этим никто не занимается.
Объектом управления является некоторая внутренняя политика работы с населением: дадим лекарств – не дадим, дадим побольше денег – не дадим, дадим на все запросы – дадим на половину запросов. А здоровье-то где? Это вопрос прежде всего к социальному блоку правительства и к Минздраву. Конечно, популистски можно сказать: да, денег мало дают нашим социальным категориям на лекарства, давайте их объем в пять раз увеличим. Но мы понимаем, что это на самом деле означает. Первое – фармацевтические компании будут подкормлены из госбюджета, второе мы, условно говоря, проведем национальную психотерапию, а что касается здоровья – никто не знает и знать не хочет. Вот что, на мой взгляд, в этой ситуации самое неприятное и является тем критическим моментом, который должен стать приоритетом в данном вопросе.