Завышенные социальные ожидания как главный риск по итогам прошедших выборов и стратегии кандидатов от оппозиции


Я хотел бы посмотреть на эту кампанию с точки зрения политтехнолога. С точки зрения стратегии кампании начать можно с КПРФ и ЛДПР. И там и там кандидаты работали в рамках стратегии на отождествление. Слуцкий отождествлял себя понятно с кем. Харитонов не только и даже не столько с КПРФ, сколько с коммунистической идеей как таковой. Кампании на отождествление хороши тем, что содержательная часть минимизируется.

Чем они плохи? Тем, что тот, кто себя отождествляет с кем-то, никогда не сможет получить столько же голосов, сколько, скажем, сильный носитель этой идеи, как когда-то Геннадий Зюганов.

Кампания Даванкова, на мой взгляд, провальная, а кандидат явно не тянул. На съезде партии «Новые люди» (я на нем присутствовал) шла речь о том, что будет вестись работа на молодежный электорат. Казалось бы, в университетских округах он действительно взял много голосов, но не везде, а только там, где был сильный протестный электорат. И в этом смысле он получил голоса оттуда, откуда совсем не ждал. Быть протестным кандидатом ему совершенно, как мне представляется, не хотелось. Ни одной темы протестной направленности в его кампании не было. Поэтому он получил подарок, которого, на мой взгляд, не заслуживал. Без этого протестного подарка он бы, я полагаю, занял четвертое место.

Кампания Даванкова – это классическая кампания по стратегии идеального кандидата. Он и молодой, и красивый, и умный. Он разбирается в экономике, он разбирается в демографии, еще много-много в чем. Умный мальчик, хорошо воспитанный. Но за идеального кандидата в президенты никто никогда не голосует. Он совершил грубейшую ошибку – не сформировал личный положительный образ. Он кто? Он самый умный? Нет. Он самый честный? Непонятно. Он самый сильный? Ни в коем случае. Он борец с режимом? Нет. Кто он? Поэтому и самому себе как политику, и своей партии он преподнес не самый лучший подарок.

Кампания Владимира Путина, на мой взгляд, очень сильная. И встречи с населением, и прямая, и косвенная реклама – все было сделано на очень высоком уровне. Главное – его очень сильное личное участие.

Какие проблемы я вижу в дальнейшем? Те многочисленные обещания, которые были даны во время избирательной кампании и в социальном плане, и в плане России как великой сильной страны, породили в обществе завышенные социальные ожидания. Они характерны тем, что люди ждут их быстрого исполнения, они не готовы ждать годами. Обрушение социальных ожиданий чревато ростом протестных настроений.  Кто может быть бенефициаром этих протестных настроений? Это большой вопрос. КПРФ даже с новым лидером вряд ли сможет. Может ли появиться новый лидер оппозиции? Я таких не вижу. И до выборов в Госдуму появление нового лидера в рамках существующей партийной системы, я считаю, невозможно.

Из выступления на заседании клуба «Регион» 19 марта.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: