Запрет «губернаторского пиара»: риски велики
Депутаты предложили запретить любой пиар региональной власти и даже намерены приравнять его к преступлению. Это тот случай, когда инициатива вроде бы верная, но затрагивает настолько сложно устроенный сегмент целого сектора экономики (медиарынка), что последствия могут варьироваться в самом широком спектре: от однозначно позитивных до откровенно негативных.
С одной стороны, госконтракты на освещение деятельности региональных органов власти в СМИ — практика уродливая, извращающая как весь региональный медиарынок, так и развращающая самих журналистов. Качественный уровень критики снижается, власти лишаются эффективного способа коммуникации с населением (вместо обратной связи получается банальная пропаганда, которая в условиях развития интернета и соцсетей способна обмануть разве что своего заказчика, но никак не людей). Кроме того, расходы на поддержку СМИ в регионе иногда становятся достаточно заметной статьей бюджета: за создание репутации по сути одного лица платят все налогоплательщики региона.
Но есть и другая сторона. Этот рынок уже сложился, его структура формировалась годами, огромное количество медиаменеджеров и журналистов просто не умеют работать по-другому. Рекламный рынок в регионах своим потенциалом и возможностями никогда не поражал, а в отдаленных городах и районах любого субъекта федерации ни у газеты, ни у интернет-сайта просто нет иных возможностей, кроме как "лечь под администрацию".
Если сейчас запретить губернаторам тратить деньги на информационное сопровождение деятельности своих администраций и правительств, то в сложной экономической ситуации это может стать просто фатальным ударом для многих региональных СМИ. Вряд ли кто-то подумал о том, какое количество журналистов останется без работы. Вряд ли депутаты, разработавшие законопроект, серьезно подумали, куда пойдут уволенные, чем они займутся, где применят свои таланты и насколько будут лояльно настроены по отношению к властям. Не надо удивляться, если вдруг эти же сотрудники СМИ начнут создавать жестко оппозиционные власти ресурсы или работать на выборах против провластных кандидатов.
Есть и другие негативные последствия от непродуманных решений. Понятно, что губернаторы не перестанут спонсировать СМИ. Для этого есть контракты от лояльных компаний, на бюджеты которых лягут дополнительные расходы. Такие компании часто сами являются немалой частью региональной экономики.
Еще одно возможное следствие: изменение баланса сил в регионе. Бюджеты законодательных собраний, городов, городских дум, корпоративные бюджеты, бюджеты организаций никуда ведь не исчезнут. Региональная политика — это всегда еще и постоянные конфликты между разными субъектами, которые измеряются в том числе и в конкретных денежных цифрах, потраченных на СМИ. Заберите инструмент борьбы у одной из сторон, и последствия невозможно будет предугадать даже на уровне одного региона.
Чтобы избежать всех этих последствий, целесообразно провести масштабные консультации с представителями регионального медиарынка, серьезно посчитать как открытые, так и скрытые источники финансирования региональных СМИ (при должном старании это можно сделать) и, самое главное, найти способы заместить выпадающие доходы для региональных медийных игроков. В противном случае такая инициатива может очень скоро вернуться к ее авторам в самом неприглядном виде.