Законопроект о муниципальной реформе призван сделать местную власть более контролируемой, но есть риски
Законопроект об организации местного самоуправления (МСУ) могут принять во втором и третьем чтениях до конца 2024 года. Согласно документу, к 2028 году регионы должны перейти на одноуровневую систему МСУ и ликвидировать все сельские и городские поселения. Кроме того, предлагается наделить губернаторов правом не только участвовать в назначении мэров, но и лишать их полномочий за систематическое недостижение KPI.
Цель законопроекта о МСУ – сделать местную власть более контролируемой, чем ранее. Для этого упраздняется весь нижестоящий уровень самоуправления в виде муниципальных советов и администраций, а остается лишь тот, который может держать под контролем первое лицо в регионе, то есть губернатор. Он же может отрешать от должности глав городов и поселений, если они не выполняют поставленные задачи.
Риски связаны, как ни странно, с потерей управляемости, хотя вроде как реформа должна ее улучшить. Но суть в том, что ликвидируется нижний уровень самоуправления, который и отвечал за контакт с населением.
К двухуровневой системе было множество претензий, в том числе и то, что реальных полномочий у местного самоуправления де-факто не было, а затраты на него были значительными. При этом все важные решения, касающиеся местных проблем, по большей части принимались уровнем выше, а муниципалы на ситуацию повлиять никак не могли. Да и в некоторых сельсоветах уже наблюдалась большая проблема с набором в муниципальные депутаты из-за отсутствия желающих или даже населения.
Сопротивление новому законопроекту возможно, в основном, в национальных республиках, где сильны местные элиты и есть низовые активисты. Плюс парламентская оппозиция будет выступать против. Но насколько эффективно – вопрос, ведь, как мы помним, принятие этой реформы несколько лет назад отложило именно то, что появилось стойкое сопротивление на местах.