Закон о северном завозе поможет снизить стоимость жизненно важных товаров в труднодоступных районах
Правительство утвердило перечень территорий северного завоза, куда при поддержке государства будут доставляться грузы с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами. В перечень территорий вошли населенные пункты 21 субъекта страны. Постановление наделяет Минвостокразвития полномочиями по осуществлению функций федерального координатора северного завоза. В августе был принят базовый закон о северном завозе.
Каждый год правительство выделяет 87 млрд рублей на доставку жизненно важных товаров в 25 труднодоступных регионов страны. Однако грузы не всегда доходят вовремя. Например, в Якутию направляют 55,5% от общего объема закупок, но из-за нестыковки навигации по Лене и ее притокам они могут идти до региона по три года.
Жители Севера почти четверть века ждали закона о северном завозе, который отрегулировал бы своевременность поставок жизненно важных товаров на труднодоступные территории. Он вступит в силу в апреле 2024 года и охватит Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток и некоторые регионы в европейской части страны.
Хлеб, молоко, мясо и другие жизненно важные товары на труднодоступных территориях стоят примерно в два с половиной раза дороже, чем в среднем по России. Виной всему долгая доставка и сложная логистика. Закон о северном завозе решит проблему сразу с нескольких сторон.
В рамках закона создадут систему федерального государственного мониторинга, которая станет цифровой копией пути северного завоза. Там появится вся информация о товарах и логистике, что поможет предупреждать сбои в поставках. Правительство определит единого морского оператора, который возьмет на себя ответственность за перевозки продуктов.
Субъекты смогут устанавливать предельные тарифы на перевозку и хранение товаров первой категории. Все это и должно снизить цены на продовольствие, медикаменты и топливо.
Эти новшества позитивно скажутся на стоимости товаров первой необходимости: она снизится на 15%. Отлаженная логистика позволит доставлять продукты, технику и топливо без задержек из-за сложной ледовой обстановки или неготовности перевозчиков. Траты людей в труднодоступных районах снизятся, а значит, уровень жизни повысится.
Для выполнения северного завоза будет создан единый морской оператор. Он на федеральном уровне будет отвечать за организацию доставки грузов по воде. Определять его, а также проводить мониторинг северного завоза, утверждать маршрут и график движения и план на трехлетний период станет Минвостокразвития. Оператора планируют назначать на 15 лет.
Другое важное решение, закрепленное в законе, — формирование единого портала, с помощью которого будет проводиться закупка товаров.
Предусматривается федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза. В перспективе это полностью цифровое планирование. Впервые появится возможность объявить цену сразу же и на саму продукцию, и на ее доставку в едином лоте. Нововведение существенно снизит стоимость завоза и уберет ненужных посредников, при этом навязывать единого экспедитора никто не будет.
Новый закон устанавливает и первоочередность перевозок в рамках северного завоза. Товары поделят на три группы. В первую войдут жизненно важные для населения товары, во вторую — материалы, необходимые для реализации национальных проектов, например для строительства школ и детских садов. К третьей отнесут весь остальной коммерческий груз.
В законе также предусмотрен механизм субсидирования предприятий, занимающихся северным завозом, — им предоставят бюджетные кредиты под 3% годовых.
Северный завоз — зона персональной ответственности губернатора, и его провал больно бьет прежде всего по имиджу губернатора северного региона.
К ответственности глав регионов будут относиться непосредственно организация и осуществление северного завоза. В рамках этой работы субъекты РФ будут определять регионального координатора, утверждать ежегодный трехлетний план и расширенный перечень грузов для оказания региональных мер поддержки, а также иметь другие полномочия.