Задержка зарплат: следствие плохого или «хорошего» менеджмента?
Проблемы в регионах с задержками зарплат возникают не из-за плохого менеджмента, а из-за «хорошего» менеджмента, который кажется таковым владельцам предприятий. Традиционный способ бизнеса «по-русски», когда все думают, как бы сэкономить на том, на чем можно сэкономить без серьезных последствий. К примеру, можно не платить поставщикам, задерживать зарплаты. К сожалению, это считается совершенно нормальной практикой и называется экономией, рачительным отношением к делу.
В нынешней ситуации кризиса рынок труда сжался. Глава предприятия не считает нужным платить, если у людей нет возможности перейти работать на другое предприятие и не спешит оплачивать поставленную подрядчиком продукцию. Поэтому, это не следствие плохого менеджмента, а сознательное решение предпринимателя, снижение издержек для самого собственника.
Отношения между работниками и работодателями особо не урегулированы. Это, скорее, межличностные отношения, в которых работодатель мыслит простыми категориями.
Когда экономика растет, рынок труда становится конкурентным, тогда за людей борются. Тогда и вопросы своевременных выплат быстро решаются. Когда экономика падает, бизнес считает, что люди и так вынуждены конкурировать за рабочие места и можно этим воспользоваться. На растущем рынке можно без сотрудников остаться, а на падающем люди терпят, лишь бы без работы не остаться.
Для справедливости надо заметить, что ситуация с задержкой зарплаты по стране в зависимости от региона и профессии совершенно разная. Где-то сотрудниками дорожат, а где-то нет. Дорожат сотрудниками обычно, если они обладают уникальными навыками и их нельзя заменить.
Совершенно иная ситуация на заводе «Уралавтоприцеп». В городе, где расположено предприятие, особого разнообразия профессий нет, но есть конкуренция на рынке и высокая безработица. Поэтому люди привязаны к своим рабочим местам.
Аналогичная ситуация с «Рыбокомбинатом Островной». На Дальнем Востоке с рабочими местами плохо. Людей на работу в предприятие набирали вахтовым способом, отвозили на остров. Работникам деваться некуда было.
Не думаю, что после критики президента ситуация в массовом порядке поменяется. Зарплаты – одна из вечных проблем, как и наши дороги. Разве первый раз мы обсуждаем плохое качество дорог? Что-то кардинально поменялось? Кардинально ситуацию может изменить только экономический рост.
Если говорить про ответственность губернаторов за подобные ситуации… С одной стороны, глава региона может найти массу отговорок. Например, сказать, что у нас рыночная экономика и поэтому не может следить за бизнесом. Задаваться вопросом, что раз сотрудники предприятия считают владельцев обманщиками, то почему еще там работают? В этом смысле найти аргументы можно. Особенно, если вспомнить, что на «Прямой линии» президенту бизнесмены тоже задавали такие вопросы и глава государства соглашался, что интересы бизнеса надо защищать.
Вместе с тем, проблемы с зарплатой – компетенция власти. Существует нарушение трудового законодательства. Поэтому критика губернаторов справедлива и касаться она должна не только глав регионов, но и местных властей, на территории которых это происходит. Наверняка, люди писали в местные администрации. Поэтому здесь обнаруживается вина губернаторов, которые закрыли глаза на проблему народа.