Фи­нан­си­ро­ва­ние мо­ста че­рез Лену не про­смат­ри­ва­ет­ся в про­ек­те трех­лет­не­го бюд­же­та РФ, то есть в бюд­же­те на 2024-й и про­гноз­ных циф­рах на два по­сле­ду­ю­щих года. Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что фе­де­раль­ный бюд­жет при­со­еди­нит­ся к фи­нан­си­ро­ва­нию толь­ко на фи­наль­ной ста­дии – в 2027–2028 году и его вклад бу­дет со­став­лять при­мер­но треть от сто­и­мо­сти – око­ло 42 млрд руб­лей (со­глас­но уточ­не­ни­ям в плане до­рож­ных ра­бот, под­пи­сан­ным 25 де­каб­ря 2023 года). По­чти 90 млрд руб­лей Яку­тия и ее част­ный парт­нер (им вы­сту­па­ет ООО «Вось­мая кон­цес­си­он­ная ком­па­ния» – «доч­ка» Груп­пы ком­па­ний «ВИС») долж­ны най­ти са­мо­сто­я­тель­но. По­нят­но, что та­ких средств нет ни у пер­вой, ни у вто­ро­го.

В фев­ра­ле 2020 года, за­клю­чая кон­цес­си­он­ное со­гла­ше­ние о стро­и­тель­стве мо­ста, ре­ги­он за­кла­ды­вал сум­му 68 млрд руб­лей, ко­то­рая за­тем была уве­ли­че­на бо­лее чем до 80 млрд руб­лей. В этих рас­хо­дах доля Яку­тии долж­на была со­ста­вить ме­нее 10% (6,4 млрд руб­лей), а доля част­но­го парт­не­ра – до 29 млрд руб­лей. Свои за­тра­ты по­след­ний дол­жен был от­бить, взи­мая пла­ту за про­езд по мо­сту со всех транс­порт­ных средств круп­нее лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля.

Но во­прос с фе­де­раль­ным фи­нан­си­ро­ва­ни­ем не ре­шал­ся. То­гда вла­сти Яку­тии на­ча­ли дей­ство­вать по прин­ци­пу «Глав­ное – ввя­зать­ся в бой»: нач­нем строй­ку, а там и Москва под­клю­чит­ся – не бу­дут же они Пу­ти­на под­во­дить. В 2021 году вла­сти Яку­тии и част­ный парт­нер фак­ти­че­ски ими­ти­ро­ва­ли на­ча­ло стро­и­тель­ства на бе­ре­гу Лены, раз­бив там тех­но­ло­ги­че­скую пло­щад­ку, под­тас­ки­вая ка­кие-то ва­гон­чи­ки для ра­бо­чих, устра­и­вая вы­езд­ные со­ве­ща­ния и чи­нов­ни­чьи фо­то­сес­сии на бе­ре­гу. Но ре­аль­ных стро­и­тель­ных ра­бот, ко­неч­но, на­ча­то не было.

Ре­а­ли­за­ция фак­ти­че­ски вста­ла, де­я­тель­ность све­лась к про­ек­ти­ров­ке и пе­ре­го­во­рам с фе­де­раль­ным вице-пре­мье­ром Хус­нул­ли­ным, ку­ри­ру­ю­щим стро­и­тель­ство, и Мин­стро­ем РФ.

Се­год­ня рес­пуб­ли­ке пред­ла­га­ет­ся взять на себя по­иск при­мер­но 47 млрд руб­лей в соб­ствен­ной казне, а еще – по­мочь най­ти столь­ко же част­но­му парт­не­ру.

Вла­сти Яку­тии пре­крас­но осо­зна­ют: та­кая фи­нан­со­вая на­груз­ка непо­силь­на для де­фи­цит­но­го (9,2 млрд руб­лей на 2024 год) бюд­же­та ре­ги­о­на. Рес­пуб­ли­ка се­год­ня и так вхо­дит в первую трой­ку до­та­ци­он­ных ре­ги­о­нов Рос­сии, несмот­ря на бод­рые от­че­ты о ро­сте ВРП.

В то же вре­мя в пред­две­рии вы­бо­ров пре­зи­ден­та РФ Ай­сен Ни­ко­ла­ев не сме­ет де­лать ка­кие-то гром­кие за­яв­ле­ния, даже ко­гда вице-пре­мьер Хус­нул­лин фак­ти­че­ски ста­вит Яку­тии уль­ти­ма­тум: «Кол­ле­ги (вла­сти Яку­тии) го­во­рят, что они не уло­жат­ся в эти день­ги, но так как мы уже окон­ча­тель­но сто­и­мость опре­де­ли­ли, то пусть ра­бо­та­ют над оп­ти­ми­за­ци­ей».

Как ре­зуль­тат, якут­ские вла­сти вы­нуж­де­ны сно­ва ими­ти­ро­вать на­ча­ло ра­бот, ор­га­ни­зуя на все той же пло­щад­ке дви­же­ние на ка­ме­ру тя­же­лых гру­зо­ви­ков с пес­ком, за­но­во на­чи­ная уже на­ча­тое в 2021 году стро­и­тель­ство, па­рал­лель­но при­зы­вая фе­де­раль­ный центр к пе­ре­смот­ру фи­нан­со­вой мо­де­ли, а та­к­же вы­де­ле­нию фе­де­раль­ных средств на на­чаль­ном эта­пе.

В част­но­сти, с та­ки­ми ини­ци­а­ти­ва­ми в из­да­нии «РЖД-парт­нер» вы­шел ми­нистр транс­пор­та рес­пуб­ли­ки Вла­ди­мир Сив­цев.

Если на­зы­вать вещи сво­и­ми име­на­ми, то ре­ги­он в от­кро­вен­но бед­ствен­ном по­ло­же­нии с этим мо­стом. Ва­ри­ан­тов про­смат­ри­ва­ет­ся два: либо Яку­тия сло­ма­ет хре­бет сво­ей эко­но­ми­ке, по­ве­сив на себя неподъ­ем­ные дол­го­вые обя­за­тель­ства, либо про­ект в оче­ред­ной раз бу­дет от­ло­жен «до луч­ших вре­мен», как уже было в 2011, 2014, 2021 го­дах. Но это бу­дет уже по­сле вы­бо­ров.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: