Вызов-2018 и игра Кремля в регионах
До единого дня голосования осталось чуть более двух месяцев. Во второе воскресенье сентября граждане многих регионов придут на избирательные участки, чтобы легитимировать на очередной срок региональные и местные органы власти. Прямые выборы глав регионов пройдут в 21 субъекте Федерации, а в трех регионах – непрямые выборы, осуществляемые посредством голосования в региональных парламентах. В 11 регионах состоятся выборы областных дум и законодательных собраний, а в 23 столицах субъектов изберут городскую власть. Состоится и множество муниципальных выборов. Хотя до рекордного числа прошлогодних кампаний нынешний избирательный забег немного не дотягивает, все же можно признать: сегодняшний год по части выборов достаточно урожайным. Заслуга в этом, как и в прошлом году, Кремля — федеральная власть вновь санкционировала серьезное увеличение числа досрочников.
Москва, определяясь по «переназначенцам» действует достаточно осторожно, не слишком злоупотребляя своим правом на замену действующих руководителей регионов. Лишь в семи регионах произошла смена руководства — при том, что жесткие силовые приемы были применены лишь в двух случаях. Осенью прошлого года с подачи Общероссийского народного фронта Кремль отстранил губернатора Брянской области Денина, в этом – главу Сахалина Хорошавина. В связи с этим случился небольшой эффект домино: на место проштрафившегося главного сахалинца, был призван Олег Кожемяко из Амурской области, соответственного, и в этом регионе пройдут выборы. Глава Краснодарского края Александр Ткачев возглавил Минсельхоз, а руководителей Пензенской и Тамбовской областей заменили на более молодых. Столь щадящий сценарий можно объяснить только одним: в условиях кризисной ситуации Москва опасается размахивать кадровым мечом и пытается оптимизировать кадровую политику исходя из необходимости сохранения стабильности.
Определенные проблемы наблюдались у калининградского губернатора Николая Цуканова и руководителя Чувашии Михаила Игнатьева. В Чувашии, например, к Игнатьеву с осторожностью относятся влиятельные кланы. Впрочем, после решений об их досрочной отставке и выходе на выборы ситуация стала более стабильной, ибо тот «знак качества», которым по сути и является кремлевское переназначение – это сигнал элитам о необходимости "умиротворения". Из некоторых кадровых решений Кремля можно сделать осторожный вывод, что влияние питерских кланов не идет ни в какое сравнение с тем, чем обладают правящие элиты столицы. Досрочниками стали Александр Дрозденко, глава Ленинградской области, архангельский глава Игорь Орлов. Несмотря на скандалы, сохранил свой пост глава Карелии Худилайнен. Все они в значительной степени связаны с Питером и лично Георгием Полтавченко. На этом фоне к близким к мэру Москвы Сергею Собянину можно отнести Виктора Басаргина, главу Пермского края, и Евгения Кувайшева, возглавляющего Свердловскую область. Оба они испытывают серьезные проблемы. "Рука Питера" оказывается длиннее "московской".
Очевидно, что прошлогодним и нынешним масштабным "досрочничеством" Кремль отбросил тактику ведения параллельных региональных и федеральных кампаний, предпочтя разгрузку общероссийских выборов от выборов в субъектах Федерации и избавив, таким образом, губернаторов от необходимости «гоняться за двумя зайцами».
Избранная стратегия, которая работает уже второй год, подчеркивает растущее влияние Администрации президента и куратора политического процесса Вячеслава Володина. Пока ему удается разруливать ситуацию, умиротворять противоборствующие региональные группировки и выводить лояльных ему деятелей на выгодные стартовые позиции (последний по времени пример — Иван Белозерцев в Пензенской области). В прошлом году все выдвиженцы Кремля взяли губернаторский вес с первого подхода, похоже, что этот год продолжит обозначенный тренд.
Характеристикой нынешней предвыборной атмосферы является возрастающее доверие к федеральной власти и Владимиру Путину, рейтинг которого приближается к 90%. Однако проводить параллели и экстраполировать столь высокую популярность на региональные власти вряд ли уместно. Более того, в условиях, когда у ряда глав регионов возникают порой фатальные проблемы с исполнением социальных обязанностей и фукционированием важных для развития региональной экономики предприятий, когда более 20 субъектов Федерации грозит дефолт, то отношение граждан к качеству региональной власти ухудшается. В нынешнем году эта ситуация вряд ли может быть реализована оппозицией во время выборов, и инерционный сценарий будет доминировать, но тенденция роста недовольства региональными властями уже обозначена.
Любопытно взглянуть на те регионы, в которых должны пройти выборы в оставшиеся два года до выборов президентских. В остатке — 14 регионов. Это Чечня, Тульская и Ульяновская области, где полномочия глав истекают в будущем году, а также Ярославская, Томская, Тверская, Свердловская, Саратовская области, республики Тува, Адыгея Бурятия, Мордовия и Карелия, Пермский край. К этим регионам надо добавить и те, где главы были избраны еще в 2012 году — их срок полномочий также истекает в 2017-м. Это Новгородская и Рязанская области. Похоже, с "финальным" списком Кремль может определиться уже в следующем году, причем отнюдь не все из их глав могут сохранить свои кресла. У многих они шатаются, а Москва, отказавшая части из них в вожделенной "досрочке", как знать, возможно и приготовила на 2016 год показательную порку, чтобы продемонстрировать обществу нацеленность на ротацию. Из этого списка, на мой взгляд, уверенно могут себя чувствовать Чечня, Тульская, Томская, Ульяновская и Саратовская области, республики Тува, Адыгея и Бурятия. А вот Ярославской, Тверской, Рязанской, Новгородской и Свердловской областям, а также республике Карелии и Пермскому краю определенно нужно совершенствовать качество управления. К тому же для элит этих регионов характерен высокий уровень конфликтности. Будущее их руководителей сегодня совершенно не очевидно.