Выход из кризиса: один общий план
Сегодня Российская Федерация находится на важном переломе. После чего станет ясно (причем уже в ближайшем будущем), смогут ли регионы работать в прежнем режиме на общие цели – или под самыми разными предлогами начнут уходить в автономные проекты. И это еще очень мягкая формулировка, так как областям, краям и республикам надо будет на что-то жить в условиях дальнейшего усиления кризиса. Кризиса, который в большей степени является военно-политическим, а не экономическим, и не надо себя обманывать терапевтическими формулировками, от которых станет только хуже.
Именно по этой причине появляются такие словосочетания как «спасение региональных бюджетов», которые не несут в себе никакой конкретики и абсолютно невнятны. За этой невнятностью – при том, что многие регионы неравновесны по формату, могут стоять попытки ухода из-под федерального влияния.
Поэтому в сегодняшней ситуации не может быть десятков каких-то разномастных региональных программ, которые лишь создадут дополнительный хаос. Регионы, края, республики должны давать свои предложения, чтобы Правительство РФ складывало их в одну общую корзину, предварительно взвесив на жизнеспособность. Это и будет тот единый, централизованный антикризисный план, о котором сказал президент РФ.
Но когда губернаторы, наоборот, начинают говорить о полном самообеспечении своих регионов, то в сегодняшних экономических и политических условиях это звучит двусмысленно, так как заранее ясно, что такая цель может быть достигнута ограниченным кругом средств.
Одно из них – попытки продажи сырья за рубеж самостоятельно, минуя федеральный Центр. При этом нет никакой гарантии (точнее, есть, но в обратном смысле), что для населения данных регионов вообще останутся какие-то виды социальной помощи, включая пенсионное обеспечение. Скорее, будет так: переключение всех местных финансов на очень узкий круг представителей местной власти, в том числе за счет чуть ли не открытого обирания местного населения. При таком раскладе федеральная власть уже не сможет вмешиваться во внутренние процессы так же внимательно, как раньше.
Итак, еще раз: в кризисной ситуации у России может быть только один план, общий. Не надо навязывать федеральному центру, под самыми благовидными предлогами, сюжеты по фактическому расслоению федерации. Если бы не было общей мировой дестабилизации – тогда, да, вполне возможно, некоторые регионы можно было бы поставить в тестовые инновационные условия. Но сегодня такой формат противопоказан.
Более того, сами регионы должны выйти сейчас с инициативой усиления антикоррупционной борьбы на местах. Так как потенциальные региональные преступники могут «сливать» значительную часть бюджета именно там. Вот с этого и надо начинать. И если какой-то из регионов отчитался, что вернул таким путем несколько десятков миллиардов, то ему и приоритетное доверие в плане развития проектов. В противном случае уже в скором времени центр столкнется с резким падением поступлений средств из регионов в федеральный бюджет.