Госдума утвердила новую схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов ГД в 2026 году. Всего будет 225 таких округов, в том числе в ДНР появятся три округа, в ЛНР – два, в Запорожской и Херсонской областях – по одному. На один округ станет больше в Москве, Подмосковье, Краснодарском крае. И наоборот, на один меньше станет в Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской и Томской областях, Алтайском крае и Забайкалье.

Жесткой борьбы за мандаты в новых регионах я не ожидаю. Во-первых, пока нет явных признаков высокой политической конкуренции. Во-вторых, на этих территориях отсутствует завышенное представление о мандате как об инструменте политической автономии или влияния. Это важный момент: там, где нет спроса на статус как символ силы, не возникает и перегрева вокруг процедуры его получения.

Что касается специфики кампаний, она, скорее всего, в новых регионах будет отличаться от того, что мы будем наблюдать в других субъектах Федерации: контекст кампаний в них будет в меньшей степени соревновательным и в большей – мобилизационным. Упор будет сделан на символику, интеграцию, демонстрацию включенности в федеральный контур. Это выразится в большей чувствительности избирателя к гуманитарному фону, визуальному стилю, лексике, но не к лихо завернутой электоральной интриге, замешанной на высоком накале конкурентной борьбы.

Что касается небольшого прироста округов для одномандатников в Москве, Подмосковье и на Кубани, то главное преимущество здесь получает не избиратель, а политические администраторы. Это укрепление управляемости политического ландшафта. Когда система государственного управления работает под высокой нагрузкой, ее стабильность требует не жесткости, а адаптивности. Появление нового округа позволяет точечно перераспределить ответственность, усилия, коммуникацию. В этом смысле новый округ и избранный по нему депутат превращаются в дополнительную единицу управления вниманием. Коннотация здесь, скорее, позитивная: это говорит о системности и превентивном подходе к управлению политическими рисками.

Справедлива ли новая схема по отношению к 10 регионам, где убрали по одному округу? Справедливость – это категория морального языка, а речь идет о политико-организационном решении, принятом в рамках установленной процедуры. Схема создавалась под задачи, и это ключ к ее оценке. Главные из задач – обеспечить полноту представительства территорий, повысить управляемость избирательного процесса в условиях изменившейся демографии, усилить системную устойчивость кампании 2026 года. К примеру, изменилась демография в Краснодарском крае, ведь туда переехало много людей из других регионов. При этом на Кубани есть элиты, которые делегировали депутатов, и депутаты, которые свои округа долго окучивали, несколько раз избирались. Это создает некоторые поля неопределенности, и нужна перетасовка, чтобы ситуация, что называется, не зарастала жиром, была динамика и возможность реагирования.

Можно сказать, что проигравших здесь в прямом смысле нет, но есть субъекты, которым в связи с новой структурой может потребоваться адаптация – технологическая, ресурсная, организационная. Это не проигрыш, а скорее сдвиг в требованиях, вызов, на который нужно будет найти ответ.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: