Выборы сентября: шесть проблем
Единым днем голосования в 2013 году станет 8 сентября. В этот день, по предварительной информации ЦИК РФ, граждане страны изберут 8 руководителей субъектов РФ, 16 парламентов субъектов РФ, 10 глав и 12 представительных органов муниципальных образований – столиц субъектов страны. Таким образом, нас ожидает примерно полсотни серьезных выборных кампаний.
Пока избирательные штабы еще только формируются, а стратегии избирательных кампаний находятся скорее в стадии обдумывания, нежели написания, однозначно можно утверждать только одно – изменения в законодательстве подготовили почву для интересных и во многом непривычных избирателю кампаний. Мы лишь обозначим несколько ключевых вопросов-проблем, ответы на которые предстоит искать как политическим менеджерам во властных структурах и политических партиях, так и представителям экспертного сообщества и технологам-консультантам.
Проблема первая. Новый способ формирования участковых избирательных комиссий. Согласно изменениям в федеральном законе о выборах, участковые комиссии теперь формируются на постоянной основе сроком на 5 лет.
Что это означает для участников предвыборной гонки? Прежде всего только две партии в стране обладают сегодня необходимым человеческим ресурсом для укомплектования огромного количества УИК своими членами на постоянной основе. При этом только одна из них обладает ресурсом достаточным для повсеместного привлечения к работе в комиссии больше одного человека на участок.
Для партий это также означает совершенно новый уровень взаимоотношений с членами комиссий, направленных ими. Достаточно просто было выдерживать доверительные отношения с человеком, привлеченным к работе в комиссии на 1,5 месяца, гораздо труднее не дать забыть члену комиссии, кем он туда направлен пять лет назад. Да и к решению этих кадровых вопросов подходить теперь придется гораздо серьезнее.
Для всех других участников избирательного процесса это нововведение, скорее всего, означает, что «своих» членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса у них просто не будет. Это, безусловно, должно повлечь более ранние назначения в составы УИК членов комиссий с правом совещательного голоса, что, в свою очередь приведет к существенному увеличению этой статьи расходов в бюджетах избирательных кампаний.
Проблема вторая. Вся активная фаза кампании приходится теперь на лето – время преимущественного пребывания избирателей на дачных участках и в отпусках. Более того, самая голосующая часть населения в возрасте «55+» вообще предпочитает этот период времени постоянно проживать за городом, вдали от носителей наружной рекламы, сети вещания местных телеканалов, мест проведения привычных PR-акций, своих почтовых ящиков и методов поквартирной агитации.
Какие задачи это ставит перед специалистами избирательных штабов? Самые важные. Ведь бездумное использование наработанных годами избирательных технологий в новых условиях принесет в лучшем случае половину ожидаемого эффекта, исчерпав при этом массу ресурсов, а социологические опросы, проведенные по «старой» технологии за пару недель до выборов, дадут, мягко говоря, некорректный прогноз результатов. Какую тактику предпочесть в каждом конкретном случае: потратить существенно большее количество ресурсов на развертывание агитационной работы в пригороде и постараться обеспечить явку дачников на избирательные участки, или сосредоточиться на работе с горожанами, рассчитывая электоральную модель кампании без учета дачников? Или попытаться охватить весь объем с очевидными допустимыми недоработками по обоим направлениям?
Безусловно, универсального ответа на эти вопросы быть не может. Каждый избирательный штаб, исходя из местной специфики, должен будет ответить на эти вопросы себе и «вышестоящей инстанции». Сегодня, как нам кажется, мы можем лишь «прорисовать» возможные модели\контуры развития избирательной кампании на любой случай, для более оперативного и обдуманного внедрения их в заданной ситуации.
Проблема третья. Сама дата проведения голосования – 8 сентября 2013 года.
Низкая осведомленность населения о выбора, сомнительная мотивация участия – в частности, нежелание избирателей только для голосования приезжать в воскресенье пораньше в город — обеспечат предстоящим выборам низкую явку. Полагаем эту гипотезу вполне обоснованной. В профессиональной среде бытует мнение, с которым, впрочем, нельзя однозначно согласиться, что низкая явка будет выгодна только «Единой России». Дело в том, что традиционно партия власти обладает достаточно легко мобилизуемым электоратом (бюджетники, чиновники и члены их семей и др.), что позволяет при низкой явке обеспечить высокий процент проголосовавших за нее. То есть даже если никто не придет, ЕР своих «приведет». Однако, мы считаем, что на этих выборах не все будет так просто.
Дело в том, что именно мобилизуемая часть электората «Единой России» в самом начале сентября наиболее всего загружена своей непосредственной работой – открытие школ на новый учебный год, резкое увеличение количества обращений в администрации всех уровней, поликлиники и больницы, прохождение муниципальными учреждениями всевозможных проверок надзорных органов в связи с началом нового «рабочего» года. В такой атмосфере «свои» избиратели, на которых так рассчитывает ЕР, вполне вероятно, окажут партии поддержку в гораздо меньшем объеме, чем от них ожидают. Кроме того, необходимо учитывать «психологический эффект»: в этот период традиционно повышается недовольство «властной бюрократической машиной» со стороны ее же рядовых служащих.
С другой стороны, электорат КПРФ обладает сравнимой по легкости и контролируемости мобилизацией. И низкая явка при возможном провале мобилизации «Единой России», может обеспечить коммунистам невероятно высокий процент голосов. Если, конечно, им удастся выманить свой электорат (лица старшей возрастной категории) из пригорода и направить на УИКи.
Так что низкая явка на выборах 8 сентября не будет свидетельствовать о чьем-то однозначном успехе. Это «ящик Пандоры». Именно поэтому растет значимость проведения опросов избирателей на выходе из участка и корректировки мобилизационной модели по ходу дня голосования.
Проблема четвертая. Переход от пропорциональной к смешанной системе формирования представительных органов власти. Известно, что из 16 региональных законодательных собраний выборы депутатов в 14 из них (исключая Калмыкию и Чеченскую республику) 8 сентября будут проходить одновременно по одномандатным округам и партийным спискам. Причина возврата от выборной модели тотальной партократии к персонализации выборного процесса понятна: наличие сильных кандидатов-одномандатников (зачастую дистанцированных от известного партийного бренда на этапе выдвижения и агитационной кампании) по замыслу создателей «новой-старой» системы позволяет партии власти вкупе с партийным списком свободно набирать контрольный пакет голосов в любом представительном органе и формировать кворум для поддержки любых решений исполнительной власти. Теперь не надо всеми возможными способами гнаться за процентом поддержки партийного списка: независимые кандидаты, победившие на территории отдельно взятого округа, могут спокойно пополнить фракцию партии-победителя на выборах. По мнению экспертов, апробация этой модели станет своего рода генеральной репетицией для будущих выборов в Государственную Думу РФ.
Проблема пятая. Наряду со смешанной системой в ряде регионов все активнее внедряется новелла по созданию так называемых территориальных групп по партийным спискам — наряду с общерегиональным партийным списком. Подобная система лишает конкурентов партии власти спокойной жизни в период избирательной кампании и усложняет им прежде всего кадровый подбор необходимого количества кандидатов, «распыляет» организационный и технологический ресурс. Более того, снятие нескольких территориальных групп партийного списка может повлечь за собой отмену регистрации всего партийного списка на выборах. В отечественной избирательной практике такие примеры известны.
Проблема шестая. Более широкий состав партий-потенциальных участников выборов в сентябре текущего года по сравнению даже с минувшим октябрем 2012. Сегодня возможность полноценного принятия участия в выборном процессе имеет примерно полсотни политических организаций, а на сайте Министерства юстиции РФ по состоянию на 28 февраля зарегистрировано 188 организационных комитетов по созданию политических партий. Многие созданные политические структуры откровенно представляют собой политтехнологические проекты. Например, партия «Коммунисты России» уже успешно зарекомендовала себя на прошедших октябрьских кампаниях как спойлер КПРФ, дезориентируя «красный» электорат. Очевидно, что подобные квазипартийные структуры будут точечно принимать активное участие прежде всего на тех территориях, где высок электоральный рейтинг и влияние оппозиции.
Проблемы, обозначенные нами в статье, являются ключевыми на этапе планирования стратегии и тактики избирательных кампаний в новых политических условиях. Очевидно, что подходы и решения принятые в связи с ними основными игроками, кардинально повлияют на течение всей кампании и, самое главное, на ее результат.
Авторы текста: Игорь Даченков, Максим Кудрявцев