Выборы без рекордов: почему явка традиционно невысока
Явка на предстоящих 10 сентября выборах в регионах и муниципальных образованиях будет, скорее всего, вполне традиционной для данного уровня избирательной кампании. Как правило, явка немного выше на выборах губернаторов, явно ниже – на выборах муниципалитетов, а на выборах региональных парламентов будет находиться где-то посередине. Таковы объективные особенности явки на российских выборах, которые прямо связаны с оценкой гражданами значимости той или иной избирательной кампании и избираемого органа власти.
Однако надо учитывать и общероссийский тренд к снижению явки, который определился в ходе прошлогодних думских выборов. В этой связи от выборов 10 сентября не следует ожидать каких-либо рекордов. Редкими будут случаи превышения 50-процентного уровня явки, и неизбежно возникнут ситуации, когда она составит менее 30-35%. На самом деле уровень явки в 30-45% можно считать вполне нормальным для выборов в регионах, и скорее всего, итоговые результаты будут укладываться в этот диапазон, с учетом также объективных различий между территориями. Так, ближе к нижнему пределу будут, вероятно, выборы городских собраний в большинстве региональных столиц. Более солидный уровень явки ожидается в регионах с устойчиво высокой мобилизацией лояльного электората, таких как Мордовия, Пензенская, Саратовская области. Причем традиции участия в выборах, характерные для региональной электоральной культуры, будут больше влиять на явку, чем, например, уровень конкуренции.
Уровень явки, конечно, политически важен, но следует помнить, что избираемые 10 сентября органы власти не столь значимы для населения, как институты федеральной власти, и потому низкая явка является здесь и естественной, и не создающей каких-либо фатальных проблем в их работе. По большому счету о явке быстро забывают, когда у выборов появляется вполне внятный политический результат – чья-то победа, распределение мест в парламенте и т.п. Поэтому было бы странным и неправильным, если региональные власти начнут «мериться» своей «легитимностью», в то время как для легитимности политического режима в России (а это и есть самое главное) ожидаемые на предстоящих выборах успехи «партии власти» создадут позитивный эффект, как это было и прежде.
Наличие же большой массы избирателей, которые не ходят на местные выборы, — это скорее вопрос для исследователей, которым интересно понимать, из каких групп состоит эта масса, и в чем мотивации этих групп, чтобы не ходить на выборы. Причем группы эти очень разные, и низкую явку на региональных выборах не стоит однозначно воспринимать как протест против режима. С этой точки зрения будут только вредны искусственные, а тем более, незаконные технологии повышения явки: и Кремль, и ЦИК совершенно правы, настаивая на том, чтобы власти на местах не проявляли здесь рвения, которое может только скомпрометировать процедуру выборов и при этом не даст возможности реально оценить электоральные тенденции и выстроить с их учетом грамотную президентскую кампанию.