Стоит остановиться на отдельных аспектах региональных и муниципальных кампаний, которые должны пройти в нашей стране в 2025 году. Так, в ряде регионов с протестным потенциалом пройдут выборы в заксобрания: в Госсовет Республики Коми, Заксобрание Новосибирской области, Костромскую областную думу. Одним из элементов аналогичных кампаний, проходивших в тех же регионах в 2020 году, стала «нарезка» протестного электората с активным участием не только парламентских, но и непарламентских партий. Например, в Госсовет Коми пять лет назад прошли «Зеленая альтернатива» и «Родина», опередив парламентскую «Справедливую Россию». «Зеленая альтернатива» в 2020 году проходила также, например, в Заксобрание Челябинской области. В заксобрания Новосибирской и Челябинской областей, а также в Костромскую облдуму тогда прошла Партия пенсионеров. Интересным аспектом выборов в следующем году будет вопрос, какую роль непарламентские партии смогут сыграть в рамках выборов в этих протестных регионах, усилится ли эта тенденция по сравнению с кампаниями 2024 года.

Также следующий год будет предшествовать парламентским выборам 2026 года, а в течение примерно 1–1,5 года до официального старта думской кампании нередко наблюдается активизация непарламентских партпроектов, ориентированных на протестную аудиторию, построенных с нуля или в рамках ребрендинга уже существующих партий. Так, летом 2015 года обсуждались перспективы активизации партии «Родина» и ее возможного прохождения в Госдуму в 2016 году, что в итоге не подтвердилось. А в 2020 году впервые принимала участие в региональных и муниципальных кампаниях партия «Новые люди», в итоге прошедшая в парламент через год. Появление подобных слухов мы также будем наблюдать в период с января по начало сентября 2025 года, что, конечно, не гарантирует успеха новых или обновленных непарламентских партпроектов в реальности. Тем не менее протестировать возможности таких непарламентских игроков могут именно в рамках региональных и муниципальных кампаний – 2025.

Успехи или неудачи партий парламентской оппозиции в ходе кампаний-2025 могут привлечь или оттолкнуть от них ресурсных кандидатов, намеренных участвовать в думских выборах – 2026. На этом фоне в ряде регионов на протестном фланге может усилиться конкуренция КПРФ и ЛДПР (например, на выборах в Госсовет Коми, Магаданскую, возможно, Рязанскую облдуму). Например, для имиджа «Справедливой России – За правду» в глазах элит и экспертного сообщества в преддверии парламентской гонки будет важно, насколько заметным будет ее отрыв от других игроков протестного фланга на выборах в Заксобрание Челябинской области в 2025 году.

Наконец, в 2025 году пройдут выборы в муниципальные представительные органы в 23 административных центрах, в том числе в протестных, как те же Сыктывкар, Новосибирск, Томск, Ульяновск. Это тоже будет работать на усилие внимания к городской повестке со стороны федерального руководства парламентских оппозиционных партий. Возможны новые примеры критики федеральными спикерами оппозиционных партий работы именно муниципальных властей в таких протестных предвыборных городах.

Из вы­ступ­ле­ния на за­се­да­нии клу­ба «Ре­ги­он».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: