Выборы-2016: новая элита, праймериз и «проблемные» регионы
России нужна новая элита. Это более чем очевидно. Новая — значит более эффективная, более молодая, более технологичная, более моральная. Более дешевая для общества, кстати (и по прямым затратам из бюджета, и с точки зрения «коррупционного налога»). Распространена точка зрения, что власть «стопорит» продвижение адекватных людей в элиту, «тормозит» социальные лифты. Я убежден в том, что это не так. И дело не только в том, что в 2015-м приняты серьезные антикоррупционные решения и решения по обновлению корпуса управленцев в центре и в регионах. И не в том даже, что новых политиков в рейтинге 100 ведущих политиков России в 2015 году, который подготовлен АПЭК, — больше, чем в рейтинге 2014-го. И не в том, наконец, что Администрация президента инициирует проекты вроде «Рейтинга-2016» ИСЭПИ, цель которых — выпукло и зримо показать то самое выдвижение новых политиков. Дело в том, что без обновления элиты у страны нет будущего. Федеральная власть — в широком определении — на мой взгляд, вполне адекватно понимает это.
Что такое предварительное внутрипартийное голосование «Единой России»? Это механизм, позволяющий сделать формирование депутатского корпуса максимально открытым. И максимально зависящим от жителей конкретного региона и округа. Удовлетворение запроса людей на новую элиту «встроено» во вполне очевидную технологию. А властям регионов дается простой сигнал: хотите поддержать тех или иных кандидатов – делайте это через «Единую Россию». Поддерживайте их на предварительном внутрипартийном голосовании, с помощью других партийных механизмов и процедур. Это логично.
Но конфликты, конечно, будут. Ведь те же праймериз – это открытая процедура, участвовать может каждый. И побеждать на праймериз (а значит, становиться кандидатами) будут лидеры общественного мнения. Лидеры общественного мнения – совсем не обязательно «выдвиженцы» губернаторов, а реально пользующиеся общественным доверием фигуры. Такое развитие ситуации может вызвать ситуативные внутриэлитные конфликты. На мой взгляд, бояться этого не надо: конфликт, если он нормально разрешен, — штука вполне здоровая. А вот длительные внутриэлитные конфликты опасны.
Конечно, будут и проблемные для власти и «Единой России» регионы. Проблемы эти связаны как с деятельностью оппозиции, так и с раздробленностью элиты. Традиционно непростая ситуация в Сибири: в Иркутской области, где в сентябре на губернаторских выборах победил коммунист, в Красноярском крае («фактор Быкова»), в Новосибирской области. Проблемы будут и на Урале – например, в Свердловской области, в которой из-за конфликта областных и городских властей в 2013 году мэром стал Евгений Ройзман. Напряженность этого конфликта сегодня ниже, чем в 2013-м, но риски для «Единой России» сохраняются. Угрозы для электорального потенциала власти есть и в регионах Северо-Запада России, и в бывшем «красном поясе», где быстро ухудшается социальная ситуация.
Власть и «Единая Россия» должны давать быстрый ответ на запросы населения, владеть политической инициативой, применять максимально эффективные технологии. Думская избирательная кампания будет очень напряженной, риски высоки, расслабляться нельзя. Сформированная по ее итогам новая элита должна постепенно «перезагрузить» систему власти, сделать ее более гибкой и динамичной.