Выборы 14 сентября: «хирургия» Кремля и импотенция оппозиции
Самая масштабная региональная кампания завершилась. Стихли бои на электоральных полях, и хотя пыль после сражений еще не осела и в ряде регионов (как представляется, будут попытки оспорить результаты), однако с количественными показателями прошедших выборов есть полная ясность. Все 30 врио губернаторов избавились от приставки и стали полноправными вершителями судеб своих регионов и их обитателей. Тяжелую губернаторскую ношу абсолютно все взяли с первой попытки, оставив с носом ряд экспертов, в том числе и автора этих строк, надеявшихся на более конкурентную борьбу и, как следствие, на второй тур хотя бы в 2-3 регионах. 30 побед состоялись при достаточно низкой явке, что впрочем, вряд ли огорчит триумфаторов, к тому же теперь стало модным приводить примеры мирового опыта, где активность избирателей на региональных выборах тоже невысока. А ведь еще в начале нулевых мы гордились высокой явкой, снисходительно ухмыляясь и кивая по этому поводу на ту же Америку.
В конце прошлого года, когда потенциальные участники губернаторских выборах еще только разминались, прогнозы на конкурентную борьбу делались исходя из ряда обстоятельств.
Во-первых, в ряде регионов был серьезный раскол элит, что является предтечей серьезной конкуренции. Это Башкирия, Красноярский край, Орловская область и ряд других регионов. Надо отдать должное администрации Президента — она продемонстрировала, что «держит руку на пульсе» и максимально расшила узкие места, заменив руководителей регионов. Это случилось в Волгоградской области, в Красноярском крае, Орловской, Челябинской областях и некоторых других субъектах Федерации. "Хирургическое вмешательство" Кремля помогло: обстановка в скандальных регионах — состояние «войны всех против всех» — сменилась на элитный диалог и достижение компромисса.
Во-вторых, в регионах, где Кремль посчитал хирургию избыточной, базовые кандидаты сами пошли на зачистку конкурентов, удаляя их с электоральных полей различными способами. Кого-то, как Сарбаева в Башкирии или Мосякина в Орловской области вывели из игры посредством отзыва ранее принятых решений о выдвижении («Гражданская сила» и «Патриоты России» соответственно), в других был задействован муниципальный фильтр (самый нашумевший пример — Дмитриева в Петербурге).
Так работает наша политическая система. Мне представляется, что региональная оппозиция систему недооценила, в чем есть и ее вина. Забавно было читать комментарии по поводу конкурентности выборов, в которых с помощью цифр убеждают обывателей, что-де такой борьбы у нас еще не было. В доказательство приводится общее количество выдвинутых кандидатов, партий и их выдвиженцев, делаются сравнения с предшествующими выборами. А ведь политическая конкуренция штука не столько количественная, сколько качественная; в этом ее отличие от экономической. Если представить себе два ринга: на одном борется Гулливер с пятью лилипутами, а на другом тем же занимаются два Гулливера, -то вопрос о качестве конкуренции отпадет сам собой.
Поэтому отличительной чертой прошедших губернаторских кампаний является низкое качество конкурентной борьбы даже по сравнению с прошлым годом. Как тут не помянуть добрым словом Собянина! Конечно можно упрекать в этом «режим», но вина оппозиции — не меньше. Удивляет, что публичные представители «несистемщиков» проигнорировали не только губернаторские кампании, но и выборы в региональные парламенты. Ведь могли бы быть более активными хотя бы для того, чтобы "разогреться" перед думской кампанией 2016 года. Электоральная квёлость нашей оппозиции – одна из основных причин некачественной конкуренции.
Не порадовала остротой и финишная прямая, когда началась агитационная часть избирательных кампаний. В основном вместо борьбы принципов мы увидели борьбу технологий. Провластные кандидаты сделали ставку на массовые встречи с избирателями, доминирование в информационном пространстве под разными предлогами, порой не как кандидаты, а как врио губернаторов. Идеологической борьбы не было даже там, где, казалось бы, она неизбежна. Это Кировская область, где либералу Никите Белых противостоял коммунист Сергей Мамаев, и Орловская область, в которой коммунисту Вадиму Потомскому не досаждали принципиальностью ни эсер Иван Галкин, ни либерал-демократ Виталий Утешев. Для них — в условиях, когда «вынесли за скобки» влиятельных конкурентов, был шанс воспользоваться образовавшейся пустотой. Ни эсер, ни жириновец этим не только не воспользовались, но и даже не попытались.
Не оправдал надежд и Астраханский оппозиционер эсер Олег Шеин. Общим местом агитационной кампании в области по мнению наблюдателей стала вялость и пассивность. Жители области терялись в догадках, куда делся боевой дух Шеина, и подозревали его «в сливе» кампании в обмен на гарантии попадания в Госдуму по одномандатному округу.
Отблески реальной борьбы сверкали над республикой Алтай, где врио главы Александру Бердникову противостоял Владимир Петров от «Гражданской силы». Здесь были элементы принципиальной борьбы, в чем заслуга не только Петрова, но и Бердникова. Петров, выдвинувший тезис опоры на собственные силы, неоднократно заявлявший, что республика в состоянии встать на путь развития собственной экономики, обрек Бердникова принять вызов, не сползти в технологичность, в споры о целесообразности захоронения «принцессы Укоки". Бердников избежал угрозы второго тура «на флажке» и, судя по всему, впереди судебные споры, но факт остается фактом: республика Алтай продемонстрировала самые конкурентные выборы.
Представляется, что прошедшие выборы поставили перед политическим классом страны ряд принципиальных вопросов.
Первое. Законодательство в части применения муниципального фильтра должно быть скорректировано, дабы избежать двойников-подписантов, снизить порог фильтра и уйти от дифференциации районного представительства муниципальных депутатов.
Второе. Напрашиваются изменения для того, чтобы не допускать отзыв решений партий о выдвижении кандидатов.
Очевидно, что эти корректировки стимулировали бы формирование конкурентной среды. Пойдет ли на это администрация Президента? Хотелось бы.
И остается главный вопрос. Сделает ли для себя выводы оппозиция о важности активного участия в местных выборах через развитие низовых партийных структур, или же будет и дальше обличать режим, закрывая глаза на собственную политическую импотенцию?