ВСМ – самое прогрессивное направление в транспортных технологиях, но вопрос в финансировании проекта
Высокоскоростная железная дорога (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом будет построена, основная схема проекта согласована по итогам совещания, которое президент РФ Владимир Путин провел 15 февраля. Об этом сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, передает ТАСС.
Во-первых, что такое ВСМ? Это железнодорожная линия на обособленных путевых конструкциях. У нас высокоскоростного сообщения нет, есть только скоростное. Например, «Сапсан», но он едет ровно по тем же рельсам, по которым едут товарные эшелоны и пригородные электрички. Сейчас путевое хозяйство общее. ВСМ – это обособленные путевые конструкции прежде всего. Это инновационное мероприятие.
По каким соображениям строят ВСМ? Больше всего ВСМ в Китае. Есть также большой сегмент и в Европе. Европейские ВСМ – это нормальный транспортный проект с нормальной экономикой. То есть люди платят за проезд по ВСМ большую стоимость, чем при передвижении по обычной железной дороге. Это формируется из тех соображений, что я готов платить деньги для того, чтобы сэкономить время. Это стандартная вещь для всей экономики транспорта. На этой основе строится весь европейский сектор ВСМ. За некоторыми исключениями: туннель под Ла-Маншем – это, разумеется, деньги невозвратные, которые шли от бюджета Евросоюза. Но это детали.
Китайский вариант другой. Они строят ВСМ в расчете на то, что это катализатор развития территорий и национальной промышленности, начиная от локомотивов, электропривода, электроники, металлопроката для рейсов, специфических конструкций и так далее. То есть это катализатор развития национальной экономики. Как это окупается, для них второстепенно.
Теперь давайте смотреть, что у нас: территория между Москвой и Питером достаточно развитая. Пассажирский трафик рекордно велик и составляет порядка 15 млн пассажиров в год, если считать всех. Какая часть этого трафика готова будет уйти на скоростную линию, если там будет тариф существенно дороже? По расчетам и оценкам, такой публики совсем немного. Это пункт первый.
Пункт второй. Сработает ли у нас китайский эффект? То есть если мы строим не в расчете на тарифную окупаемость, а в расчете на развитие территории, национальной промышленности. Однако с развитием территории особо вопросов нет – задача более-менее решена. А по поводу того, сможем ли мы произвести собственными усилиями подвижной состав и все необходимое оборудование, вопрос не очевидный. Скорее всего, поскольку европейского импорта не будет, это будет китайский импорт.
Остается третье соображение. ВСМ, бесспорно, самое прогрессивное направление в транспортных технологиях. Значит, необходимо строить это как некий опытный полигон для того, чтобы у нас в России появилась первая линия ВСМ. Здесь у меня борются две мои профессиональные субличности: мне очень хочется видеть в России ВСМ. И я понимаю, что это очень хорошо, но вопрос в финансировании. Частных инвестиций я там не вижу, окупаемости нет. Значит, это либо федеральные деньги, либо напрямую московский бюджет, возможно, питерский и так далее. То есть все равно бюджетные деньги. Потянут ли федеральный и региональные бюджеты такую нагрузку?
Помимо прочего, тогда и в Питере, и в Москве нужен будет железнодорожный вокзал, способный принимать эти поезда. Москва, которая вкладывает огромные деньги в развитие транспортной инфраструктуры последние 12 лет, безусловно, это осилит. В планах столицы это есть. Количество промежуточных станций – это как раз вопрос проекта, потому что чисто технически будет невозможно сделать много остановок. Если надо поддерживать скорость 350 км/ч, то частых остановок даже теоретически быть не может. И везде, где они будут предусмотрены проектом, нужен новый вокзал.