Возвращение ларьков: почему регионам возвращают уличную торговлю
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что ларьки и автолавки возвращаются на улицы городов для обеспечения стабильной работы малого и среднего бизнеса. Такое решение можно только приветствовать. Чем больше торговых точек, тем ниже цены. Это один из плюсов возвращения ларьков и автолавок: у сетевых магазинов будет конкуренция со стороны мелкой торговли.
Вторая причина возвращения уличных торговых точек заключается в том, что фермерам и самостоятельным производителям доступ на рынки, особенно московские, затруднен: надо покупать место или арендовать, платить «негосударственные» налоги. Поэтому для мелких производителей это хороший выход: они погрузили продукцию, привезли, встали у метро и продают. Для фермерских хозяйств возвращение мелких торговых точек вообще станет хорошим источником дохода. То есть борьба с бедностью, создание среднего класса в эту политику тоже хорошо вписываются.
Даже если эта мера приведет к ускорению темпов развития малого бизнеса на 3–5 %, это уже будет хорошо, потому что сейчас надо изыскивать все пути экономического роста, какие только возможно. Власти и пошли на возвращение ларьков из-за экономических и санкционных проблем, ведь выяснилось, что сетевики заполняют образовавшиеся из-за санкций ниши не лучшим образом: крупные производители и так имеют свои рыночные ниши, а мелкий и частный предприниматель, как только озвучиваются очередные санкции, решает проблему заполнения новых ниш гораздо быстрее.
Условия для развития мелкой торговли в городах есть – сетевики далеко не все заполнили. В сетевых магазинах продается то, что поставляют крупные товаропроизводители, потому что в таком случае они дают сетевикам большие оптовые скидки, а те в рознице продают эту продукцию значительно дороже и получают очень хорошую прибыль. Как только появляется конкуренция со стороны мелких товаропроизводителей, сетевики вынуждены задумываться о снижении розничных цен. По оптовым ценам они все равно не проигрывают, а вот розничные приходится снижать. Плюс мелкие товаропроизводители способны насытить рынок чем-то таким, что для крупного бизнеса неинтересно из-за низкой прибыли. Таких товаров и услуг очень много.
Кроме того, выяснилось, что сетевые магазины, мелкие торговые точки, рынки неплохо дополняют друг друга. А для того, чем традиционно занимаются бабушки, мелкие товаропроизводители, не было условий до последнего времени. Сейчас такие условия возвращаются, и нужно дать людям возможность работать. Единственная проблема может возникнуть с качеством товара, потому что у таких товаропроизводителей сложнее проконтролировать качество. Но здесь должен выбирать потребитель – у него должна быть возможность выбора между продавцами.
С надзорными органами самая большая проблема: с сетевыми магазинами они договариваются, а вот малый бизнес могут задушить. С мелкими производителями договориться сложнее, потому что у них прибыль меньше, поэтому оплата этих проверок может их просто разорить. В связи с этим проверка деятельности мелких производителей должна быть выстроена аккуратно, возможно, даже нужны послабления в плане проверок мелких торговых точек надзорными органами.