Вопросы Силуанову: от регионов, налогоплательщиков и бизнеса


Министр финансов Антон Силуанов заявил, что субъекты России должны научиться зарабатывать самостоятельно, об этом пишет «КомерсантЪ». И необходимость повышения качества управления финансами, и необходимость создания в регионах налоговой базы и условий для бизнеса — без сомнений, правильные посылы. Но ситуацию нужно рассматривать в комплексе.

Во-первых, целый ряд регионов действительно привык получать из центра манну небесную, как выразился министр финансов. Многие регионы прибегают как к бюджетным, так и коммерческим кредитам для покрытия текущих расходов, по сути, кассового разрыва, и глубже залезают в долговую петлю. В таких регионах, правда, может идти речь о низкой эффективности управления, и губернаторы там сменились не просто так. Другое дело, что это только половина правды. Не все регионы таковы. У многих действительно проблема с наращиванием налоговой базы.

Во-вторых, создавать ту самую дополнительную налоговую базу — дело жизненно важное. Но обладают ли регионы для этого полноценным набором инструментов? Ключевые налоги для пополнения региональных бюджетов — налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Прорывной, опережающий прогнозы рост НДФЛ, мы увидим, наверное, только если будет меняться положение бизнеса на институциональном уровне в стране в целом, чтобы компании не уходили в тень. На качество работы тех же самых федеральных учреждений на территории региона — налоговой, силовых структур — региону тоже влиять не всегда просто. А малый и средний бизнес, которые во всем мире вносят большой вклад в прирост НДФЛ, очень восприимчивы к давлению и проверкам, и к тем самым институциональным факторам, деловой атмосфере в стране.

Сейчас крупный бизнес себя чувствует лучше, чем малый и средний, практически в любой отрасли экономики, начиная с банковской. Растет концентрация ресурсов у крупных игроков и у государственных, прежде всего. А что с налогом на прибыль? Основные плательщики по налогу на прибыль, опять же, это крупные компании, зачастую с госучастием, а иногда — принадлежащие частным финансово-промышленным группам. Рычагов влияния на такие компании, на их подходы к оптимизации налогообложения у руководства региона зачастую может и не быть.

Что остается региону? Повышать налог на имущество? Но это, опять же, дополнительное давление на бизнес. И что в таком случае делать региону, если трудно показать быстрые результаты по росту налоговой базы? В том числе, наверное, снижать расходы, чтобы попытаться сбалансировать бюджет. Без этого и в новую программу реструктуризации бюджетных кредитов включиться будет сложно. Но зачастую при снижении издержек в регионах вместе с водой «выливают ребенка» — закрываются социальные учреждения, оптимизируется их штат (и это в условиях, когда регионы должны обеспечивать выполнение майских указов по социальной политике). В итоге снижается качество социальных услуг населению, падает качество жизни, и регионы теряют людей, которых это не устраивает — они уезжают в Москву, в Питер, за рубеж, наконец. А на поддержку региональной промышленной политики, запуск новых крупных инвестпроектов у регионов собственных ресурсов не хватает. Нужно и майские указы исполнять, и свой долг обслуживать.

Словом, Антон Силуанов и Татьяна Голикова, безусловно, правы, но они говорят и делают то, что должны делать на своем месте. А чтобы их справедливые вводные воплотились в жизнь — нужны дополнительные программы развития регионов, реализуемые на федеральном уровне за счет федеральных ресурсов. Это и развитие крупных агломераций и моногородов, и поддержка инфраструктурных и промышленных проектов, и, конечно, снижение нагрузки на бизнес и помощь ему в получении дополнительных финансовых ресурсов для развития. Как создать эти условия? В новой экономической стратегии и программе на 2018-2024 годы должен быть дан ответ на эти вопросы, его ждут и налогоплательщики, и бизнес, и регионы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: