Вопрос, стал бы Ряшин мэром Ханты-Мансийска, если бы прошли выборы
Очевидно, что выдвижение Максима Ряшина на пост мэра Ханты-Мансийска было согласовано с губернатором ХМАО-Югры. Но нужно отметить, что на протяжении всей своей работы он прежде всего руководствовался безукоризненным выполнением указаний, поступающих из правительства ХМАО. И именно исполнительность в вертикали власти для главы Ханты-Мансийска была главным критерием так называемого соответствия занимаемой должности. Иногда это даже могло не совпадать с интересами жителей самого Ханты-Мансийска. Но Максим Ряшин понимал, что не жители принимают решение о наделении или продлении его полномочий.
Подобная ситуация характерна сегодня для всех муниципалитетов, где главы избираются конкурсной комиссией, состоящей из представителей исполнительной власти региона. И лишь часть этой комиссии представлена избранными населением депутатами. А сами депутаты представительного органа власти потом просто голосуют за принятые этой комиссией решения по кандидатам на должность градоначальника. Все это характеризует ту вертикаль власти, которая выстроена в стране, где местное самоуправление в соответствии с поправками к Конституции РФ является частью публичной системы власти. Именно поэтому в своей деятельности она прежде всего руководствуется интересами этой самой вертикали.
И в отношении главы Ханты-Мансийска Максима Ряшина остается только констатировать, что сегодняшний глава муниципального образования – это сити-менеджер, по факту нанимаемый через фильтр, которым управляет исполнительная власть региона.
Другой вопрос – стал бы Ряшин мэром, если бы ему пришлось участвовать в конкурентных выборах главы муниципального образования, где пришлось бы отчитываться о своей работе не перед губернатором, а перед жителями, где нужно было бы убедить население голосовать за свою предвыборную программу.
Ведь в городе далеко не все хорошо в самых разных сферах. Несмотря на то что Ханты-Мансийск является столицей одного из богатейших регионов, в своем развитии ничем, кроме велодорожек, 500 м новой дороги и спорных архитектурных форм в центре, похвастаться не может. Для всех жителей очевидно, что все основные объекты социальной инфраструктуры столицы Югры были построены до Максима Ряшина. И за две пятилетки его руководства городом ничего, кроме хаотичного жилищного строительства, не происходило. Да, нужно отметить, что это позволяло сносить ветхое и аварийное жилье, но это все равно несопоставимо с 70 млрд бюджета, «освоенными» городской администрацией за время полномочий Максима Ряшина. Город застраивается хаотично, лишаясь своей узнаваемости, транспортная инфраструктура не развивается, пробки становятся повседневным атрибутом Ханты-Мансийска. Не решен и ряд ключевых проблем, в том числе перенос военной станции дальнего радиолокационного обнаружения из центра города. Множество других ключевых проблем мегаполиса при Ряшине не находят решения. Ханты-Мансийск из российской столицы мирового биатлона превращается в заштатный провинциальный город, которому, в отличие от Москвы, Казани и Тюмени, уже фактически нечем гордиться, кроме «чуровских» результатов голосования за «Единую Россию» в 62%.
Так что, к сожалению, в сегодняшней системе критерием для продления полномочий мэров остается не программа развития города, не голоса жителей, а лояльность вертикали власти. И это единственный работающий сейчас критерий эффективности.