Вместо пособий и льгот многодетным семьям нужна хорошая зарплата и низкие налоги
Российский лидер Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил выдавать материнский капитал за первого ребенка и увеличить итоговую сумму за двоих детей до 616 тысяч рублей, а также продлить программу до конца 2026 года. Кроме того, государство будет поддерживать семьи выплатой пособия, пока ребенку не исполнится семь лет.
Все эти меры поддержки демографии – пособия, льготы – должны были быть приняты давно и безо всяких обсуждений. Это меры первой необходимости. То есть это не повод для оглашения на послании. Но, к сожалению, даже такие меры, как материнский капитал, на местах будут дезавуированы: родителям будут создавать всяческие препятствия для получения соцподдержки – требовать, чтобы они были чересчур бедными, или заставлять собирать дополнительные документы и тому подобное. То есть получить помощь, которая полагается родителям, не так просто.
Серьезные и реально работающие демографические инструменты даже не озвучиваются властями, а говорить надо о следующем. Государство без семьи существовать не может, а вот семья без государства вполне может. Но государство, чиновники сейчас ведут себя так, словно они главные и будут учить семью, как жить и что делать. Первым делом нужно расставить приоритеты: все для семьи, семья – это главное.
Во-вторых, нужно оказывать реальную поддержку многодетным семьям, а у нас ее нет: есть поддержка бедных многодетных семей или семей с больными детьми, но простые многодетные семьи не поддерживают. Такая помощь должна оказываться всем большим семьям без привязок к чему-то. У нас закон о многодетных семьях не могут принять уже несколько лет, а говорят о нем уже 15 лет. При этом данный закон является элементарным. Он обозначит, что статус многодетной семьи будет федеральным и регионы не смогут его интерпретировать под себя.
А у нас получается, что на администрирование всех этих пособий, капиталов, льгот уходит денег больше, чем на них расходуется. Для этих целей содержится целый штат чиновников, хотя это все можно сделать автоматизированно на мощностях Пенсионного фонда. В итоге государство отчитывается, что на поддержку семьи выделены миллиарды, но из них львиная доля уходит на содержание чиновничьего аппарата, который якобы помогает семьям. Нужно наводить порядок в этом.
Должна быть серьезная зарплата, чтобы я сам мог решать, что купить, как содержать детей, – это основная задача. Вместо этого я трачу кучу своего и чужого времени и ресурсов на получение различных пособий и в итоге получаю не то, что хотел. То есть пособия развращают всех – и чиновников, и тех, кто их получает. При этом труд родителей у нас оплачивается очень незначительно. У нас есть такое неактуальное для большинства стран понятие, как «бедные работники». Понятно, когда есть бедные неработающие, но когда есть бедные работники, особенно многодетные, – это очень странно.
Сюда же входит необходимость снижения налоговой нагрузки на домохозяйства, семейные хозяйства. Вопрос об этом часто поднимается, но быстро закрывается, так как государство говорит, что не может себе это позволить. Хотя, если государство обеспечит получение нормальной зарплаты и снижение налогов, семьи сами разберутся, что почем.