Вместо коммерческого – бюджетный: какие выгоды получит Новгородчина от нового кредита


Администрация Великого Новгорода получит для погашения долговых обязательств по коммерческим кредитам свыше 1,4 млрд рублей. Соглашение поможет снять с городского бюджета в ближайшие пять лет нагрузку в размере 508 млн рублей, которые в противном случае были бы уплачены по долговым обязательствам перед кредиторами, сообщает ТАСС.

Что касается замены коммерческих кредитов бюджетным кредитом, во-первых, были заключены соглашения с рядом муниципалитетов, не только с Великим Новгородом, но он особенно выделяется за счет того, что является областным центром, и  за счет компенсированных объемов заимствований. К сожалению, из-за низкого качества бюджетного выравнивания в прошлом сложилась такая ситуация, что главы муниципалитетов (в частности, Великого Новгорода) вынуждены были прибегать к заимствованиям из коммерческих источников, чтобы реализовывать свои полномочия, в том числе заниматься национальными проектами на конкретной территории.

Сейчас за счет усилий на федеральном уровне регионального правительства и лично губернатора Новгородской области Андрея Никитина появилась эта возможность замены кредитов (в том числе это связано с инфраструктурными кредитами, о которых говорил президент РФ Владимир Путин), во-первых, для того, чтобы способствовать выравниванию межбюджетных отношений, во-вторых, чтобы привести в соответствие друг с другом объемы полномочий, объемы тех задач, которые решают органы региональной власти и местного самоуправления, с объемами поступающих финансовых средств.

Новгородская область, конечно, активно расширяет собственную налогооблагаемую базу за счет таких проектов, как создание особой экономической зоны, территорий опережающего экономического развития, за счет привлечения инвесторов и так далее. Но развитие бизнеса требует времени, а проблемы накопились и нуждаются в решении уже сейчас. Неоднократно власти Великого Новгорода, да и власти других районов, на предложение поучаствовать в программах софинансирования национальных проектов отвечали, что, к сожалению, резервов даже на небольшое софинансирование в бюджетах нет, поскольку бюджеты закредитованы, есть обязательства по исполнению судебных решений (в частности, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья) и другие полномочия, которые необходимо срочно реализовывать, в том числе используя средства коммерческих кредитов. То есть имеются совершенно конкретные истории, которые не позволяют тратить деньги на развитие.

Никитин, используя этот инструмент (замена коммерческих кредитов бюджетными), демонстрирует последовательность в своей политике (он является системным сторонником постепенного выравнивания межбюджетных отношений, насколько это возможно, причем выравнивания именно в интересах предоставления муниципалитетам, а если на федеральном уровне, то регионам, возможности для реализации полномочий по национальным проектам и по решению иных стратегических задач).

Начиналась эта работа с аудита Счетной палаты бюджетных отношений. В частности, в Новгородской области Счетная палата как независимый арбитр оценила  наличие финансовых средств в бюджетах всех уровней, их соответствие тому объему полномочий, который необходимо реализовывать, и констатировала это значительное несоответствие данных параметров друг другу (полномочий больше, чем финансовых средств), причем не потому, что региональное правительство где-то недорабатывает, а потому, что  объективное количество субъектов экономической деятельности не может дать больше средств. Эта конфигурация была констатирована извне (Счетная палата выступила как экспертный инструмент), затем были предложены механизмы, позволяющие заменить коммерческие кредиты бюджетными: были предложены инфраструктурные кредиты, президентом РФ была поддержана эта инициатива. Сейчас мы имеем этот пакет соглашений с рядом муниципалитетов с обязательством освободившиеся средства использовать на улучшение инфраструктуры, качества жизни, что по замыслу губернатора и его команды должно в дальнейшем способствовать появлению и развитию собственной налогооблагаемой базы в этих муниципалитетах.

Аналогичной логикой Андрей Никитин руководствовался при решении проблем здравоохранения Новгородской области, когда имеющиеся (хоть и в меньших объемах) многочисленные задолженности по коммунальным платежам районных больниц и других учреждений здравоохранения были компенсированы из бюджета, а в дальнейшем началось постепенное обновление материально-технической базы в этих учреждениях, что сейчас и происходит.

Понятно, что такая разовая акция должна стать определенным стимулом для муниципалитетов, чтобы повысить активность их работы в плане комплексного развития. Это один из инструментов, который губернатор не первый раз использует в Новгородской области, но в данном случае слаженная работа со многими институтами на федеральном уровне власти (и лично с президентом РФ) позволила распространить его на ряд крупных муниципалитетов.

Понятно, что Никитин, как региональный лидер партии “Единая Россия”, строит предвыборную активность по партийной линии, исходя из программных моментов, то есть у нас в меньшей степени происходит конкуренция личностей, нежели конкуренция программ в ходе избирательной кампании. С учетом того что выделение инфраструктурных кредитов регионам – это часть федеральной программы, в том числе и партийной, данное мероприятие отчасти можно назвать предвыборным в части реализации тех положений программы партии власти, которые направлены на развитие территорий и улучшение качества жизни. Но данной истории предшествовала, можно сказать, многолетняя работа, подбор и получение аргументации для федерального центра, причем обращаю внимание, что эта инициатива во многом является именно новгородской, но распространилась на всю страну. Итогом стали федеральное решение, соответствующие поручения президента РФ, нормативные акты.

Send with Telegram
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: