Власти Самарской области смогли успешно купировать риски, связанные с уходом западных инвесторов
Сообщения губернатора Дмитрия Азарова о развитии ряда крупных предприятий Самарской области, а именно АО «АвтоВАЗ», АО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара», АО «Самарский металлургический завод», АО «ПЭС/СКК» и ООО «Роберт Бош Самара», перешедших в собственность российских компаний, по сути, отчет главы региона о более чем двухлетней работе по обеспечению устойчивости частных предприятий реального сектора в условиях западных санкций. Напомню, проблемы у АвтоВАЗа начались в 2021 году, а у Самарского металлургического завода – в 2020-м. Смысловой посыл отчета губернатора таков: социально-экономические риски, связанные с уходом западных собственников, на территории области купированы.
Особенность решения проблемы брошенных иностранными акционерами и управленцами предприятий в регионе состоит в том, что на местные активы быстро нашлись покупатели из числа российских или условно российских компаний; на самарской площадке региональным и федеральным властям не пришлось искать сложных и многоходовых решений, как это было с российскими энергогенерирующими активами финской корпорации Fortum на Урале и в Западной Сибири. Если не вдаваться в детали по каждому из предприятий, то найденное решение оптимально: смена собственника – менее болезненная процедура, чем передача в управление Росимуществу, ведь далеко не каждый чиновник обладает компетенциями управления в реальном секторе. Больше всех в этом смысле повезло АвтоВАЗу – пакет Renault был передан ФГУП НАМИ. Автогигант стал стопроцентной госкомпанией со всеми вытекающими преимуществами и для трудового коллектива, и для управленческой команды.
На инвестиционном климате в регионе эти смены собственников не отразятся. Во всяком случае Самарская область не будет выглядеть белой вороной на общем фоне: западные инвесторы ушли отовсюду. Им на смену приходят инвесторы из дружественных стран, приток средств в реальный сектор частично замещается госфинансированием на весьма выгодных условиях. Этот источник, похоже, станет основным на длительную перспективу – объемы госзаказа, в том числе оборонного, будут только расти. Естественно, власть рассчитывает и на внутрироссийских инвесторов, прежде всего на новых собственников. Из поля зрения наблюдателей нередко выпадает еще одна важная деталь: переход предприятий в собственность компаний – российских резидентов означает, что налоги, а с большой степенью вероятности и прибыль от деятельности предприятий будут оставаться в России.
Суверенизация российского реального сектора открывает и новые сегменты зарубежных рынков. Так, АвтоВАЗ ведет переговоры с египетской компанией Al Amal, которая может стать промышленным и логистическим центром для производства и поставок автомобилей Lada на Африканском континенте; аналогичные переговоры ведутся и с Алжиром. В ситуации, когда АвтоВАЗ контролировался иностранцами, такие переговоры не были возможны в принципе: не стала бы компания Renault своими руками создавать себе конкурента, тем более на североафриканских рынках, где позиции французского автопрома пока очень сильные. Но ситуация поменялась: сейчас у АвтоВАЗа есть возможность вернуться на африканский рынок.