Власти не смогут игнорировать социальный протест в регионах против новых правил утильсбора


Жители Владивостока вышли 11 октября на митинг против повышения утилизационного сбора на автомобили и отмены льготы для физлиц. Участвовали не меньше 400 человек – в основном автовладельцы. Правительство РФ планирует ввести новые правила утильсбора с 1 ноября.

Ожидаемое повышение утильсбора – это суперрезонансная история, поскольку касается практически каждого гражданина среднего класса. Большинство владельцев автомобилей как раз подпадают под изменение правил ввоза. Это не малолитражки до 150 л. с., а машины помощнее и в основном ввозные, не российские. Понятно, что это попытка, как и в случае закона о такси, продавать больше своих или локализованных. Но большинство аналогов не соответствуют тому качеству, к которому привыкли люди.

Возможно, именно на Дальнем Востоке митинг позволит если не отменить, то скорректировать или отодвинуть во времени новые правила. Потому что митинг во Владивостоке – лишь видимая часть айсберга, а за ним стоят в реальности сотни тысяч автомобилистов по всему ДФО, для которых подержанные японские иномарки – это не роскошь, а единственное средство передвижения. И власти просто не могут игнорировать мощный социальный протест, потому что без него люди просто окажутся отрезанными от цивилизации, особенно в небольших населенных пунктах.

Полная отмена повышения утильсбора маловероятна, но корректировка возможна. Власти могут отодвинуть сроки с 1 ноября, например, на полгода или на год. Или повышать ставку постепенно. Могут изменить параметры, то есть поднять порог с 150 л. с. до 190 л. с., или какие-то регионы исключить. Но в любом случае будут вводить новую методику расчета. Поэтому мне кажется, что Минпромторг и правительство РФ сделают ход конем: объявят, что народ услышали, и внесут смягчающие поправки в качестве победы здравого смысла. Но это позволит лишь снять остроту протеста. В целом продолжат приводить в действие принятую политику.

Риски нарастания социального напряжения в других регионах есть, но протест будет иметь разную природу. Дальний Восток – это особая зона, напряжение максимальное из-за праворульных машин и вообще удаленности от Москвы. В Центральной России немного другая ситуация. Повышение там ударит по тем, кто использовал эти автомобили с 150 л. с. и выше, то есть массовый сегмент подержанных нормальных брендов и кроссоверов. И протест будет не таким ярким – скорее, фоновым.

Кроме Дальнего Востока, может быть еще напряженность в богатых сырьевых регионах, на Урале, в Сибири, где уровень автомобилизации высок и при этом, как на Дальнем Востоке, достаточно удаленные друг от друга населенные пункты.

Какие могут быть последствия для автомобильного рынка страны? Взлет цен на подержанные автомобили. На вторичном рынке возникнет ажиотажный спрос с 1 ноября, даже на бюджетные мощные иномарки возрастом от трех до 10 лет. Спрос сместится в сторону менее мощных автомобилей, до 150 л. с., и машин младше трех лет, где утильсбор уже включен в цену, а также на те самые отечественные бренды, ради которых все и затевается: «Лады», «Москвичи», китайские иномарки, которые активно занимают ценовой сегмент, потому что локализованы в России. Плюс возродится или усилится серая схема ввоза автомобилей, когда они будут декларироваться как запчасти с заниженной мощностью.

Долгосрочные риски достаточно высокие. Отсутствие стимулов к развитию: отечественные производители, защищенные регуляторным барьером, потеряют мотивацию повышать качество. Она и так-то недостаточно высокая, а станет еще хуже, как и технологии, дизайн наших автомобилей. Кроме этого, иллюзия конкурентоспособности. То есть рынок станет искаженным. Успех отечественного автопрома будет достигаться не за счет качества и цены, а за счет административных мер. Но это тупиковый путь, мы его уже проходили в советское время. Поэтому повышение утильсбора – фискальная мера, прикрытая риторикой заботы об экологии, об отечественном производителе, а на самом деле просто нечестная конкуренция. И митинг на Дальнем Востоке это особенно ярко показывает.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: