Власть и нуждающиеся: «коренные» и «некоренные»
В Астраханской области для всех жителей региона могут ввести дополнительные критерии нуждаемости. Суть документа, которому еще предстоит пройти обсуждение в думе, в введении критерия нуждаемости для всех категорий граждан, которым положена социальная помощь. По мнению властей, это поможет исправить ситуацию, чтобы соцпомощь получали действительно нуждающиеся в ней люди, а не те, кто просто пытается нажиться за счет государства. Такая система «Социального кодекса» уже используется во многих регионах России, в том числе в соседней Волгоградской области, передает ИА REGNUM.
Любой человек, который начинал жить со вчерашнего дня в Астраханской области (как и в любом другом регионе), автоматически тратит деньги, делает покупки и, тем самым, приносит региону косвенные налоги. В этом свете не очень корректно, когда власти пытаются различать людей по сроку пребывания на территории субъекта. Кроме того, это антиконституционно. В Конституции нет никакого различения граждан России по сроку их проживания в том или ином месте. Россияне равны и обладают равными правами, на них распространяются равные стандарты, вне зависимости от места жительства на территории нашей страны.
Инициатива ввести различение «коренных» и «некоренных» граждан напоминает мне – человеку старшего поколения – последние годы советской власти, когда в Москве были введены потребительские документы, так называемые «визитные карточки покупателя», которые необходимо было предъявлять в магазинах для того, чтобы получить конкретную норму продовольствия.
В то время в Москве существовали «визитные карточки покупателя» двух видов: для граждан с постоянной пропиской и временной пропиской. Соответственно, гражданин без прописки не имел никаких прав. Самое чудовищное в этом потребительском апартеиде состояло в том, что нормы снабжения по равным документам были разные: люди с постоянной пропиской получали больше, чем с временной. А кто имел временную прописку? Студенты, аспиранты, то есть люди, которые собираются прожить в Москве до 7 лет. Люди, ничем, по стандартам потребления, не отличавшиеся от всех остальных и таких было сотни тысяч. И вот этот потребительский апартеид для советской власти кончился тем, что власть окончательно утратила доверие большинства. Думаю, что в Астраханской области встали на тот же путь.
По моему мнению, решение о том, кто нуждается, а кто нет, не должно зависеть от того, является ли гражданин «коренным» или «некоренным» жителем региона. Только исключительно от уровня дохода. Здесь Астраханская область вправе определить уровень дохода, ниже которого гражданин имеет право претендовать на социальную помощь. Например, если на каждого из членов семьи приходится по миллиону рублей в месяц, то, наверно, смешно претендовать на социальную помощь. Поэтому вопрос установления адекватной планки доходов в компетенции местных властей.
Если в Волгоградской области есть нормальные люди, то они подадут в Конституционный суд и победят. Потому что нельзя ущемлять права людей, нельзя их делить по количеству прожитых лет в регионе. Уверен, даже если данный тренд станет заразительным для всех регионов, все равно будет противоречие с Конституцией. Поэтому нужно обращаться в суд.