Виртуальное обучение: к каким последствиям это приведет
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов дал понять, что внедрение онлайн-курсов в российскую образовательную систему может быть «не только добровольным». Широкую возможность использования онлайн-курсов признал и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Это старая дискуссия, она идет уже давно. Немецкая профессура забеспокоилась об этом около семи лет назад в связи с активизацией американских онлайн-университетов. Американцы очень хитро поступают: они организовывают разовые записи онлайн-лекций, покупают эти лекции, а дальше профессор уже не нужен. Позже они продавали записанные образовательные курсы всем желающим, например, африканцам. Те благополучно проходили дистанционное обучение, наступало время сдавать экзамены, что стоило им гораздо дороже. Но дело даже не в этой хитрой затее. Немцы забеспокоились в связи с тем, что их собственная профессура становилась ненужной и их традиционные сильные университеты превращались в пустое место, потому что там было сложнее учиться, чем онлайн.
Такая история была в Германии, потом она перешла на нашу почву в связи с переходом на бакалавриат и магистратуру, Болонскую систему, когда процесс обучения стал все больше и больше превращаться в «получение компетенций». А процесс «получения компетенций» рассматривают по-разному. Ведь есть формальный уровень, а есть настоящий. Формализмом заполнены многие российские высшие школы, они завалены различной документацией, преподаватели сдают аккредитацию, но все это не наполнено высоким качеством, потому что они просто пишут бумаги. А высококлассное образование проходит мимо нас. Это очень серьезный минус провинциального образования. Потому что классных профессоров, которые понимают и разбираются в предмете, в мире не так много. Это полезная часть данной инициативы.
Такая история была в Германии, потом она перешла на нашу почву в связи с переходом на бакалавриат и магистратуру, Болонскую систему, когда процесс обучения стал все больше и больше превращаться в «получение компетенций». А процесс «получения компетенций» рассматривают по-разному. Ведь есть формальный уровень, а есть настоящий. Формализмом заполнены многие российские высшие школы, они завалены различной документацией, преподаватели сдают аккредитацию, но все это не наполнено высоким качеством, потому что они просто пишут бумаги. А высококлассное образование проходит мимо нас. Это очень серьезный минус провинциального образования. Потому что классных профессоров, которые понимают и разбираются в предмете, в мире не так много. Это полезная часть данной инициативы.
Вредная часть этой инициативы – об этом сейчас идет дискуссия в медийном пространстве – тоже просматривается. Звучит справедливая критика в адрес идеи Кузьминова, заключается она в том, что кампус – это живое пространство, где происходит взаимодействие студента и профессора. А сейчас тенденция в том, чтобы превратить провинциальные университеты в чисто коммерческие заведения, малодоступные как для педагогов, так и для студентов, скорее всего, прикладного характера. То есть философское, универсальное, глубокое образование становится все менее доступным. Если окончательно перевести процесс обучения в виртуальную реальность, то люди профессиональные и квалифицированные будут уезжать из провинции. Это закончится деградацией культурного пространства провинциальных русских городов. Такая перспектива существует. Хотя, наверное, вопрос этот неоднозначен. Скорее всего, требует пересмотра вся система рейтингов педагогического состава, но только на основе не бюрократической системы отчетности, а международного признания квалификации профессора. Нужно стремиться к балансу реального, живого присутствия на территории регионов (и кампусов) квалифицированных кадров и виртуального обучения. Без него тоже не обойтись.
Без современных средств не обойтись. Другой вопрос в том, кто все это будет делать. Кто возьмется за координацию? Не исключено, что таких людей просто нет, а заниматься этим на общественных началах они не будут. Сейчас сама экспертная оценка по отношению к любой реформе очень ослаблена. Как найти компетентного специалиста, который найдет точную оценку? Мы видим, что из Самары уезжают лучшие кадры. А если система образования перейдет полностью на онлайн-режим, то оставшиеся преподаватели и студенты тоже могут уехать.
Без современных средств не обойтись. Другой вопрос в том, кто все это будет делать. Кто возьмется за координацию? Не исключено, что таких людей просто нет, а заниматься этим на общественных началах они не будут. Сейчас сама экспертная оценка по отношению к любой реформе очень ослаблена. Как найти компетентного специалиста, который найдет точную оценку? Мы видим, что из Самары уезжают лучшие кадры. А если система образования перейдет полностью на онлайн-режим, то оставшиеся преподаватели и студенты тоже могут уехать.
Нужно глубоко исследовать ситуацию, чтобы понять, к чему это сможет привести. Но первая мысль заключалась в том, что это просто попытка сократить расходы за счет одноразовых начиток лекций. То есть непонятно, нужен ли будет дальше вузу специалист после записи лекции. Пока точного представления о дальнейшем развитии событий нет.