Виктор Томенко: кампания с долгосрочными целями
В условиях минимальных электоральных рисков у главы региона все равно остаются мотивы для ведения достаточно активной предвыборной кампании. Просто это планирование на чуть более отдаленную перспективу. Интересным примером такого подхода может служить стартовавшая кампания врио главы Алтайского края Виктора Томенко.
На самом деле у любого губернатора есть еще один серьезный стимул для ведения активной, а не «тихой» предвыборной кампании, кроме получения высокого процента голосов или обеспечения явки. О необходимости наращивать последнюю политологи, политтехнологи и журналисты вообще очень много говорят в течение предвыборной кампании, чтобы благополучно забыть о ее показателях через считаные дни после проведения голосования (процент голосов, полученный победителем, в итоге будут вспоминать куда чаще). Предвыборная кампания для любого нового врио губернатора, пришедшего в регион со стороны, – это способ сформировать свой образ в глазах избирателей на довольно длительный срок и, возможно, в более благоприятных условиях, чем те, которые могут сложиться позднее.
«Свой», «местный» врио главы региона вполне может оказаться под ударами информационных атак уже в первые недели после назначения (нечто подобное мы сейчас наблюдаем в Якутии в отношении Айсена Николаева). К кандидатуре со стороны региональные элиты в первое время куда чаще относятся осторожнее. «Варяга» на первых порах скорее изучают, чем проверяют на прочность (более интенсивная проверка на прочность, за некоторыми исключениями, начинается несколько позже). То есть у вновь назначенного врио главы региона есть серьезные шансы сформировать у избирателей позитивный образ, который – при успешном проведении кампании – может запомниться избирателям, поскольку пока не перекрывается агрессивной критикой. Получается, что неэлекторальные цели для любого главы региона могут иметь куда более долгосрочное значение, чем чисто электоральные.
Насколько этот потенциал стартовавшей кампании реализует Виктор Томенко? Кремль явно учитывал не только чисто управленческие навыки этого человека, направляя его именно в Алтайский край. После отставки руководителя, длительное время возглавлявшего регион, местные жители, как правило, ждут человека, стиль работы которого будут контрастировать с подходом предшественника (если, конечно, речь не идет о легендарных губернаторах, образ которых в сознании значительной части жителей был почти неразрывно связан с социальными гарантиями и иными позитивное воспринимаемыми патерналистскими практиками в регионе). Экс-губернатор Александр Карлин закончил школу с золотой медалью, отмечал, что любит находиться в окружении книг и хотел бы «написать работу, посвященную правовым взглядам Высоцкого через призму его произведений», но критики всегда указывали на его жесткий стиль публичного общения с чиновниками и депутатами Заксобрания. Стиль Виктора Томенко абсолютно противоположный, недаром красноярские СМИ называли его «интеллигентным дипломатом». Такой человек действительно может получить позитивные оценки многих критиков своего предшественника.
Губернаторов, долгое время находящихся на своем посту (а Александр Карлин, занимавший свою должность 13 лет, по нынешним меркам определенно был «старожилом»), очень часто обвиняют в увеличении дистанции даже с представителями региональных и местных элит, не говоря уже о более широкой аудитории. Причем острее на появление такой дистанции реагирует городской политизированный избиратель (а именно его мнение активнее всего отражается в соцсетях, то есть влияет на имидж региональных властей в глазах сторонних наблюдателей, в том числе федеральных СМИ). Виктор Томенко с самого начала обратился именно к такому избирателю, дав развернутое интервью трем крупным интернет-СМИ («Политсиб.ру», «Амител» и «Алтапресс»). Показательно: врио губернатора обращается к аудитории сетевых изданий, но формирует образ, который близок консервативному избирателю. «Я никогда часто не перескакивал куда-то, я не летун» – это лексические конструкты и элементы мировоззрения, которые могут быть близки жителям региона с исторически высоким уровнем поддержки левоконсервативных сил и довольно значительной долей людей старших возрастов.
Другой аспект той же ориентации на сокращение дистанции – заявление о курсе на диалог с общественностью и элитами края. Этот тезис прозвучал, например, в ходе общения врио губернатора с депутатами Заксобрания («Нет никакой закрытости – открытость полная, нет никакого отсутствия обратной связи – это обязательный инструмент и механизм, с помощью которого мы вырабатываем решения»), как и в упомянутом выше интервью интернет-изданиям («Это мой принцип, меня воспитывали так, что обязательно надо спросить людей»).
Частью этой стратегии стало и проведение в рамках праймериз «Единой России» форума «Алтайский край. Энергия развития», поочередно проходившего на нескольких площадках (в Барнауле, Бийске, Благовещенском районе и Рубцовске). В этой же логике – анонсированное Виктором Томенко широкое обсуждение программы социально-экономического развития региона. К таким документам общественность, как правило, относится скептически. Но всегда есть политизированная и активная (при этом нередко более возрастная) аудитория, которая такие документы хотела бы обсуждать всерьез, а это лидеры общественного мнения, как минимум в своих локальных сообществах. На практике к подобному обсуждению нередко подходят формально. Но это совершенно не значит, что у него нет политического потенциала.
Пока мы наблюдаем формирование первых штрихов образа Виктора Томенко у аудитории Алтайского края, и это вполне выигрышные черты для региона. Предвыборная кампания даст врио губернатора дополнительные возможности эти черты образа развить, подойдя к политической задаче, решение которой может дать более долгосрочный эффект, чем собственно результаты голосования.