«Вертикальная» ротация: силовики пришли в регионы
Крупные кадровые перестановки, осуществленные Владимиром Путиным, лишь отчасти связаны с вопросами региональной политики, поскольку их первопричиной стали действия президента, связанные с формированием баланса внутриэлитных отношений на федеральном уровне и, в частности, с разрешением ситуации в некоторых силовых структурах. Тем не менее, эти решения затрагивают целый ряд федеральных округов и субъектов федерации, получивших в результате этой «вертикальной» ротации кадров новых руководителей.
В рамках губернаторского корпуса одной из основных тенденций продолжает оставаться его пополнение за счет выходцев из силовых структур. Владимир Путин прибегал к этой практике в самом начале своего правления, но тогда она не привела к появлению в регионах действительно эффективных управленцев, и, например, с такими выходцами из ФСБ, как Владимир Кулаков и Виктор Маслов со временем пришлось расстаться. Однако с недавних пор начался новый «призыв силовиков», в лице не столько старого, сколько нового их поколения, где ярким примером оказалось назначение Алексея Дюмина на пост главы Тульской области. Эту тенденцию продолжили назначения главой Калининградской области начальника регионального УФСБ Евгения Зиничева, а Ярославской области – заместителя министра внутренних дел Дмитрия Миронова.
При этом президент не забывает и про свои старые силовые кадры, примером чему стало назначение Игоря Васильева на пост главы Кировской области. Кроме того, президент продолжает прибегать к продвижению на губернаторские позиции людей из правительства, о чем свидетельствовало назначение заместителя главы Минпромторга Дмитрия Овсянникова на пост главы Севастополя (да и Дмитрий Миронов является заместителем министра, только «силового»). Причем назначение, произведенное в Севастополе, тоже объясняется формированием баланса сил в окружении президента: как известно, Минпромторг тесно сотрудничает с группой Сергея Чемезова, к которой, с оговорками, можно отнести и нового руководителя третьего города федерального значения.
В то же время институт полпредов в федеральных округах от проведенных кадровых изменений не усиливается. Напротив, возникает ощущение, что он еще чаще стал использоваться в качестве «временного пристанища», если не места «почетной отставки» для тех или иных фигур. Причем не обязательно даже пользующихся большим влиянием на федеральном уровне. Губернаторы изредка становились полпредами и в прошлом, но теперь речь идет о назначении полпредами не таких тяжеловесов, как некогда Виктора Ишаева, а о региональных главах, к работе которых предъявлялось множество претензий, но которые все-таки имеют связи в верхах, позволяющие удерживать аппаратные позиции.
В итоге губернатор Севастополя Сергей Меняйло отправился руководить Сибирским федеральным округом, известным тем, что там полпредами чаще всего становились крупные федеральные «отставники» из силовых структур, как Анатолий Квашнин и в недавнем уже прошлом Николай Рогожкин. Губернатору Калининградской области Николаю Цуканову достался хотя бы Северо-Западный федеральный округ, с которым связана его биография. Переход Олега Белавенцева из Крымского федерального округа в Северокавказский тоже выглядит как сугубо ситуативное решение, призванное поддержать аппаратный вес выходца из группы, связанной с руководством Минобороны, но не обозначающее какую-либо ясную перспективу функционирования этого сложнейшего округа. Распространение сферы влияния Владимира Устинова на Крым тоже вряд ли следует рассматривать как укрепление позиций этого чиновника, учитывая его невысокий уровень активности на посту полпреда.
Таким образом, институт полпредов продолжает терять ясность и четкость своего кадрового состава и все меньше воспринимается в качестве решающего звена в региональной политике. По всей вероятности, где-то вокруг следующих президентских выборов его ждут действительно серьезные трансформации.
Решения по губернаторам, тем временем, сознательно принимались с запозданием, чтобы новые региональные главы смогли подготовиться к собственным выборам, предстоящим им через год с небольшим. Это неудивительно, поскольку пока все новые главы неизвестны местному населению, и им предстоит еще выстраивать отношения на территории и организовывать свою пиар-кампанию. С другой стороны, механизм думской кампании уже работает, и новые назначения не создают каких-либо дополнительных проблем в кампании этого года. Открытым же остается вопрос, сможет ли новый призыв силовиков доказать свою успешность на публичных должностях во главе субъектов федерации, учитывая, что прежний опыт был неоднозначным.