Верх комфорта для Нижнего Новгорода
А знаете ли вы, что Нижний Новгород – самый комфортный для проживания город России? А в мире расположился на почетной 108-й позиции? По одному из рейтингов, разумеется, таких списков составляется огромное количество. В данном случае речь идет о Numbeo, эксперты которого анализировали восемь параметров качества жизни: покупательную способность населения, безопасность, здравоохранение, стоимость жизни, соотношение цен на недвижимость и доходов населения, транспортную загруженность, уровень загрязнения окружающей среды, климат.
В рейтинге Нижний Новгород оставил позади сытые Барселону, Сингапур, Дублин, Нью-Йорк и еще сотни с виду благополучных городов. И чуть-чуть отстал от Торонто, Манчестера и Эр-Рияда.
Есть два типа мэров: одни делают свой город комфортнее, другие прилагают усилия по попаданию в рейтинги. Первый путь почетен. Он ведет к установке памятников, увековечиванию имени в названиях улиц, вековой благодарности горожан.
Второй ведет к сиюминутной славе. Внешней, потому что земляков не обманешь, они все видят. Но быстрый хайп словить можно. Ровно до появления следующего информационного повода.
Какой путь выбрал мэр Нижнего Новгорода Панов, как думаете?
Конечно, большую роль сыграло то, что Нижний был в числе российских городов, принявших чемпионат мира по футболу. Средства в благоустройство были вбуханы немалые. Однако «фасад», разукрашенный к приезду гостей города, вряд ли смог обмануть местных жителей. Я только что вернулся из Нижнего Новгорода и честно скажу: в одном из «самых комфортных городов мира» комфорта особо не почувствовал. Думаю, согласны со мной и нижегородцы.
Если бы эксперты Numbeo рискнули проехаться в городском транспорте, то региональную столицу к своему рейтингу они не подпустили бы на пушечный выстрел. Это я вам как человек, решившийся на путешествие в нижегородском автобусе, говорю. Ждать нужный рейс пришлось довольно долго. Но то, что все-таки дождался, уже хорошо, считают местные: МП «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» переживает далеко не лучшие времена. Автопарк давно не обновлялся, много сломанного транспорта, давно назрел вопрос об эффективности управления предприятием, обеспечивающего муниципальные перевозки, то есть оказывающего социальные услуги. Но пока мэр Панов решать его не спешит.
В 2018 году Нижний вошел в число пилотных городов, где реализуется проект «Умный город». О том, как в его рамках планируется выделение федеральных субсидий на организацию «умных остановок», парковок, светофоров, а также системы интерактивного общения горожан и муниципалитета, живописал журналистам мэр Панов.
Но на днях на потеху публике была демонтирована самая первая «умная остановка», открытая менее года назад. Причина банальна: она просто проржавела. Остановке явно не хватило ума сделать себя антикоррозийной. Панов объяснил, что это всего лишь тестовая конструкция, погрозил инвестору пальчиком и пообещал, что будут учтены все замечания при установке до конца года 334 заявленных остановок. Но на сегодня их на улицах города менее трети. Большая часть вот уже несколько месяцев работает некорректно или не работает вообще. Включая «самую главную» – у стен Нижегородского кремля. Выводы об эффективности политики городских чиновников в области транспортного обслуживания, думаю, сделаете сами.
Теперь о второй беде России в целом и Нижнего в частности – о дорогах. В 2019 году в планах у городской администрации отремонтировать почти 53 км автодорог по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Но, несмотря на то что, согласно муниципальным контрактам, большая часть работ по ремонту автодорог должна быть завершена, работа еще вовсю кипит. Из запланированных средств освоено меньше половины. И вот понятна логика, что не работается, когда денег нет. Но вот же они, живые средства, сотни миллионов на блюдечке с голубой каемочкой – делайте. И по дорогам план откровенно провален. В спешном порядке подрядчики до сих пор «лепят» асфальт. Можно смело говорить о том, что вынужденный ремонт дорог «в зиму» скажется на качестве. Кстати, забраковано 9 из 24 уже отремонтированных дорог.
А где же мэр Панов? Может, он на Гребном канале? По всей видимости, готовится к открытию купального сезона для моржей, так как городской пляж, который должны были благоустроить к июлю, до сих пор находится в плачевном состоянии.
Откровенно провалена в Нижнем федеральная программа «Формирование комфортной городской среды». Из 15 общественных пространств готовы только 6. Причем со сдачей сквера 1905 года на площади Свободы опоздали на целый год.
Вообще, в Нижнем Новгороде остро чувствуется «своя атмосфера»: здесь все течет крайне неспешно. Даже гендиректора МП «Единый центр муниципального заказа» Владимира Жмакина его тезка-мэр уволил только сейчас, спустя год после начала массовых отравлений школьников обедами от муниципального предприятия. Там, где крайне необходимы оперативность решений и контроль за выполнением, мэра Панова не видно. Зато он оперативно и с искренним самолюбованием отчитывается каждый месяц перед жителями о деятельности, по первому зову бежит спасать животных в местном зоопарке, берется решать проблему «историчности» и краснокнижных обитателей Почаинского оврага, вследствие чего на последней стадии замораживается строительство целого жилого комплекса (с дольщиками, между прочим)…
А 108-е место в рейтинге – это не предел. В следующем году можно и на более высокие места замахнуться. Главное, чтоб эксперты Numbeo в сам город не приезжали.